Хочешь быть счастливым 3 дня – женись
Хочешь быть счастливым 3 дня – женись, хочешь быть счастливым всю жизнь – изучай эмпейронетику «Ну, и Лондон! Всю неделю стояли туманы и, как результат, я не увидела ни Эйфелеву башню, ни Стену плача», – возмутилась 15-летняя Ева. Дело было на турбазе Алибек. Мы рассказывали друг другу свои истории. Не успел я рассказать свою историю, как Ева меня перебила: «А вы вообще, молчите, вы не умеете жить». «Это я не умею жить!?», – возмутился я. Начался спор.
Оказалось, что каждый из присутствующих под умением жить понимал разное. Понятие умения жить является неточным, многозначным, смысл которого интуитивно ясен. Многозначные слова нередко приводят к смешению понятий, к ошибкам в рассуждении. У большинства людей сложились представления о том, что умение жить означает хорошо устроиться в жизни, обрести связи и умело ими пользоваться. Но верны ли эти представления? До сих пор наука не выработала определение понятия умения жить.
Это привело к тому, что вместо идентификации умения жить люди прибегают к интерпретации. Наука недооценила важность понятия «умение жить», а между тем оно имеет колоссальную значимость, как для индивида, так и для всего общества. Категория «умение жить» является базовым элементом, первоклеточкой социального мира, фундаментальным понятием. Категория «умение жить» принципиально отличается от категории «умение».
Умение жить – это интегративное умение, включающее в себя умение проводить ориентировку, умение осуществлять поиск, умение ставить проблему, умение осуществлять регуляцию, а также психологические и социальные умения. Большое количество психологических и социальных умений переходит в новое качество с синергетическим эффектом, в умение жить. Умение жить – это не абстрактное понятие, это действенный фактор, который влияет на судьбу человека.
Перефразируя К. Д. Ушинского, можно сказать: «Умение жить имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, понятным и лёгким. Некоторые думают, что умение жить обусловлено врождённой способностью, но почему-то до сих пор никто не сделал вывод о том, что для выработки умения жить необходимы ещё и специальные знания». Лично я считаю, что необходимо создать новую науку, которая бы изучала социальные и психологические умения человека.
Даю ребёнку имя эмпейронетика. Название эмпейронетика происходит от греческого ????????, что значит умелый, наука об умении жить. Та или иная научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки в том случае, если она имеет в своём составе базовые элементы: • эмпирические факты; • средства выражения (язык описания, система понятий); • методики; • онтологические схемы; • теории. Эмпейронетика характеризуется эмпирическими фактами: наблюдаются социальные и психологические умения человека, ориентировка, поиск, постановка проблемы, регуляция поведения и психики.
Эмпейронетика характеризуется системой понятий: умение жить, социальные умения, психологические умения, учитель жизни, человек социально-умелый, человек психологически-умелый, умелое общество, идеалы умелого общества, идеология умелого общества, умелое человечество. Эмпейронетика характеризуется следующей онтологической схемой. Проживая жизнь, человек проводит ориентировку, осуществляет поиск, сталкивается или сам ставит проблемы, осуществляет регуляцию поведения и психики.
Громадное значение в освоении человеком мира и жизни в обществе имеет умение жить. В процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек неизбежно должен демонстрировать своё умение жить. Чтобы человек успешно функционировал в мире, чтобы он мог выстраивать плодотворные межличностные отношения, он должен владеть сложной системой психических и практических действий. Важнейшее из всех человеческих качеств – быть творцом своей жизни, вершителем своей судьбы диктует необходимость умения жить. Современное общество – это неумелое общество.
Неумелое общество характеризуется психолого-социальной безграмотностью. В неумелом обществе индивид руководствуется представлениями, а не знаниями. Характерной особенностью неумелого общества является тотальный повтор ошибок: индивид повторяет свои ошибки, одни люди повторяют ошибки других, последующие поколения повторяют ошибки предыдущих поколений. Характерной особенностью неумелого общества является регистрация и исправление ошибок.
Для регистрации и исправления ошибок в неумелом обществе действует армия врачей, инспекторов, полицейских, судей. В неумелом обществе все усилия затрачиваются на регистрацию и исправление ошибок, а не на выработку умения жить. Члены неумелого общества нередко испытывают неудовлетворённость своей жизнью, переживают горе, несчастья, беды, трагедии. В неумелом обществе социальная регуляция основана на принципе выходных сигналов – результатов активности людей.
Врачи начинают лечить, инспекторы – проверять, полицейские – задерживать преступников, судьи – наказывать преступников. Начиная с дня рождения и до самой смерти, человек решает свои жизненные проблемы и, эти проблемы носят психологический и социальный характер. Проживая жизнь, человек должен приобрести определённые психологические и социальные умения. Личность является носителем психо-социальных свойств. Попытки индивида самостоятельно приобрести психологические и социальные умения нередко терпят фиаско.
Психологические и социальные неумения приводят к конфликтам, трагедиям, неврозам, стрессам, фобиям, фрустрациям, агрессии, суицидам, убийствам. Люди, не обладающие важнейшими умениями, становятся больными, пьяницами, наркоманами. Под умением жить люди ошибочно понимают адаптацию. На вопрос, умеете ли вы жить, большинство людей ответит утвердительно. Но факты свидетельствуют об обратном: в мире насчитывается 6 миллиардов людей, не умеющих жить.
Такова новая научная картина социального мира, охватившая громадную область действительности. Описанная онтологическая схема обусловлена не наличием новых знаний, а развитием представлений, имеющих фундаментальный характер. Выдвинута идея нового вида человека – homo socialis habilis, homo рsychologis habilis, человека социально-умелого, человека психологически-умелого. Создан проект нового вида общества и человечества – умелое общество и умелое человечество (Переустройство общества, Рейтблат, 2010). Создана идеология умелого общества (Переустройство общества, Рейтблат, 2010).
Наука характеризуется наличием специфического объекта и предмета. Объектом эмпейронетики является умение жить. Предметом эмпейронетики являются индивидуальное поведение, межличностные отношения и задачи человека. Эмпейронетика будет изучать категории, закономерности, концепции, системные характеристики, типологию, классификацию, эволюцию, сущность, структуру, модели, связи умения жить. Жить просто. Трудно выработать умение жить. Афоризм «Если бы молодость знала, а старость могла» означает: если бы молодость обладала бы способностью успешно решать свои жизненные проблемы, иначе говоря, если бы она умела жить, то она смогла бы прожить счастливую жизнь.
А ведь у молодых бывают сбои, пропадает желание жить, смысл жить. Согласно замыслу природы человек должен был выработать у себя умение жить. Приходится констатировать тот факт, что замысел природы у значительной части человечества так и не воплощается в жизнь. Человек «выпал из гнезда», люди так и не овладели искусством умения жить. Природа поставила перед человечеством задачу перехода из состояния варварства в состояние совершенства. Но эту задачу человечество так и не выполнило.
Удивительно, все наши братья меньшие умеют жить, а человек не умеет. В чём причина? Обратимся к истории человечества. Развитие человечества неуклонно идёт по пути усложнения. Если на заре человечества человеку достаточно было быть homo habilis – человеком умелым, человеком, умеющим изготавливать простейшие инструменты, то сейчас природа диктует превращение человека в человека социально-умелого и человека психологически-умелого. Чтобы облегчить человеку жизнь 300 лет назад коллективное сознание выработало систему пословиц и поговорок.
Применяя их, человек успешно проявлял умение жить. Сильно усложнившаяся жизнь обесценила пословицы и поговорки. Эмпейронетика выработает научно-обоснованные рекомендации умения жить для десятков типичных ситуаций. Эмпейронетика – это наука, направленная на получение нового знания – умения жить. Задача эмпейронетики состоит в выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования при проживании человеком своей жизни. Умение жить подобно умению человека плыть на лодке по горной реке. Человек, проживающий жизнь, – это пловец, плывущий на лодке по горной реке.
На пути пловца периодически возникают опасности и препятствия: пороги, водовороты, бурлящие потоки, стоячие волны, подводные камни, скалы, мели. У пловца есть несколько минут, чтобы произвести ориентировку и принять решение, по какому пути плыть и как преодолеть опасности и препятствия. Неправильно проведенная ориентировка либо неумелое управление лодкой приводит к тому, что: – лодка переворачивается и все снаряжение, продовольствие и одежда идут ко дну: – лодка переворачивается и пловец тонет; – лодка садится на мель и невозможно сдвинуться с места; – лодка разбивается о скалы и пловец тонет; – пловец разбивается о скалы и тонет. Уважаемый читатель, надейся на бога, а сам не плошай – становись пловцом-эмпейронетиком.
Основатель науки эмпейронетики Ефим Рейтблат
С этим материалом еще читают:
Стремление к счастью делает человека одиноким
Как сделать так, чтоб он любил тебя сильнее?
Одинокий человек более счастлив
Еще из категории Это интересно:
- Manheim: отзывы о покупке авто премиум класса в Германии
- Полезные инструменты для беттеров: Лучшие сервисы-помощники в ставках
- Подборка рецептов для чистки сосудов: с чесноком, лимоном, медом, свекольный квас
- Азбука самостоятельного путешественника: отдыхаем с умом
- Почему человек пока умнее искусственного интеллекта
- От табуреток к программированию: как изменились уроки технологии в школах
- В Сети появилось видео суперлуния
- Как посмотреть мир, не выходя из дома
Последние комментарии
Рассылка топовых новостей
Читательский топ
- Резьба на древнем памятнике может быть самым старым календарем в мире
- Что привело к сильному землетрясению на полуострове Ното в Японии в Новогодний день
- Космический корабль DART NASA навсегда изменил форму и орбиту лунного астероида
- Объяснено происхождение рентгеновского излучения от черных дыр
- Учёные предлагают рекомендации по исследованию солнечного геоинжиниринга
- Митохондрии выбрасывают свою ДНК в клетки нашего мозга
- Платформа искусственного интеллекта повышает точность диагностики рака легких
Комментариев нет. Будьте первым!