23/03/2014

Сложившиеся научные представления о структуре психики человека оказались ошибочными

Касаясь представлений о структуре психики, мы должны признать, что над нами довлеет психическая инерция. На протяжении нескольких десятков лет существуют ошибочные представления о структуре психики «Психика человека имеет следующую структуру: психические процессы, психические состояния, психические свойства».

Принятая психологами структура психики, представляет собой классификацию. Классификация всегда устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать её хорошо обозримой. Но принятая психологами классификация психических элементов не только не намечает определённой системы, но, напротив, разрушает представления о совместимости между этими группами. В сущности, эта классификация нарушает требования, которые предъявляются к разделению какого-то множества элементов на составляющие его группы. Вместо системы она вносит несогласованность и беспорядок. При создании классификации был нарушен принцип соразмерности. Соразмерность объектов, входящих в систему должна быть одной и той же. Процессы, состояния и свойства не являются соразмерными. Принятая психологами классификация психических элементов не отвечает требованию, предъявляемому к делению. Невозможными являются не отдельные группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства, а как раз соединение их в один ряд.

В качестве аналогии возьмем физическую классификацию: физические процессы, физические состояния, физические свойства. Физические процессы: кипение, электролиз, броуновское движение, дифракция света. Физические состояния: твердое, жидкое, газообразное, плазма. Физические свойства: упругость, блеск, вязкость, сыпучесть, калорийность. Если такую классификацию предложить физикам, то они будут долго смеяться и благодарить вас за доставленное удовольствие.

В качестве аналогии возьмем химическую классификацию: химические процессы, химические состояния, химические свойства. Химические процессы: полимеризация, крекинг, катализ, пиролиз. Химические состояния: ионное, ковалентное, полярное. Химические свойства: окислительные, восстановительные, амфотерность. Если такую классификацию предложить химикам, то они будут долго хохотать и ласково называть вас «душечкой-лжеучёным».

Классификация преследует цель объяснения структуры психики, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. При создании классификации был нарушен принцип выбора основания. В качестве основания был выбран несущественный признак. Требованием классификации является также выбор единственного и неизменного основания. Принятая психологами классификация вообще не придерживается никакого твёрдого основания. Налицо два основания: явления, происходящие с объектами психики (для группы процессов) и характеристика объектов психики (для групп состояний и свойств). Нарушено требование единственного и неизменного основания. Группа объектов психики (психические процессы) была выделена на основе собственного своеобразного признака, безотносительно к тому, по какому признаку были обособлены две другие группы (психические состояния и психические свойства). Связь между группами оказалась почти полностью разрушенной, никакой координации и субординации между ними установить невозможно.

Поверхностное проникновение психологов в суть дела, недостаточная их проницательность привели к созданию негодной классификации. Психологам не удалось выделить реалистический и одновременно универсальный классификационный принцип, найти ясное основание распределения на группы психических элементов. Не удалось выявить существенный признак, который бы служил основанием для классификации. Непонимание психологами сути происходящих процессов в психике привело к ошибочным представлениям о структуре психики.  Принятая психологами структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства является центральной психологической догмой.

Автор Ефим Рейтблат