22/09/2013

Массовые вымирания совпали с прохождением Земли через спиральные рукава Млечного Пути

Неравномерное распределение вымираний в истории Земли давно наводит ученых на мысль о некой связи таких событий с факторами внеземного происхождения. Чтобы понять, что это могло быть, учёные попытались связать вымирания с движениями Солнечной системы через Млечный Путь.

Один раз в 200 млн лет Солнечная система, совершая полный оборот вокруг центра Галактики, проходит через спиральные рукава Млечного Пути. Там плотность расположения звёзд, а также плотность межзвёздного газа гораздо выше.

Сопоставление сегодняшних данных скорости, с которой движется система вокруг галактического ядра, с палеонтологической летописью, позволило группе австралийских специалистов, руководимых Мирославом Филиповичем (Miroslav Filipovi?) из Университета Западного Сиднея получить забавный результат. Во время почти всех пересечений со спиральными рукавами отмечались периоды серьёзных исчезновений видов, в том числе и такие катастрофы, как мел-палеогеновое событие (66 млн лет назад), триасово (200 млн лет назад), которое расчистило дорогу динозаврам, пермское, позднедевонское, позднеордовикское, а также позднекембрийское вымирания. Сюда ученые относят и пять коллизий меньшей интенсивности, произошедших за тот же период.

В связи с тем, что Солнце 60% времени находилось в спиральных рукавах Галактики, исследователи, используя «нулевую гипотезу», решили проверить, не является ли совпадением исчезновения видов и прохождение планеты через рукава. Такое совпадение, как полагают авторы, могло иметь место с вероятностью лишь всего 0,36%. В рукавах есть, очевидно, что-то, что неблагоприятно воздействует на существующих видах?

Из всех 11 известных гипотез на этот счёт учёных больше всего привлек вариант с возмущениями, вызванных гравитационным влиянием звёздного окружения большой плотности, которые нарушали стабильность состоящего из комет облака на периферии Солнечной системы. Это спровоцировало попадание на нашу планету огромной кометы. Учитывая тот факт, что изначально диаметр кометы составлял не более 5 км, можно предположить, что Земля в прошлом выносила и более мощные кометные удары. Это делает теорию периодического «побивания Земли камнями» вполне достоверной.

Следует отметить, что это еще не все возможные механизмы уничтожающего воздействия спиральных рукавов.

Датский физик Хенрик Свенсмарка, например, выдвинул теорию о том, что резкое усиление космических лучей способствует образованию облаков в земной атмосфере, а также росту альбедо и охлаждению планеты, которое способно теоретически привести к таким же кардинальным климатическим изменениям и, как следствие, вымиранию. В то же самое время нельзя отвергать возможность присутствия других механизмов, которые пока не попадают в поле зрения астроучёных.

Исследование было опубликовано в журнале Serbian Astronomical Journal.

Ученые нашли впечатляющую статистику: Солнце составляет почти 99,86% массы Солнечной системы