02/05/2013

Физики впервые напрямую измерили гравитационную массу антивещества

Исследовательская команда из CERN, работающая с Antihydrogen Laser Physics Apparatus (ALPHA), сообщает о первом прямом измерении воздействия гравитационного эффекта на антиматерию, а именно - антиводорода в свободном падении.

"Атомы обычной материи падают вниз, значит ли это, что атомы антиматерии падают вверх? Оказывает ли на них гравитация тот же эффект, что и на обычные атомы, или существует антигравитация?".

"Эти вопросы уже давно интересуют физиков", - сказал Джоэль Фаджанс, один из соавторов опубликованной по итогам этого эксперимента статьи. "Поскольку в маловероятном случае, если антиматерия падает вверх, нам бы пришлось фундаментально пересмотреть наши взгляды на физику и работу Вселенной".

До этого, все свидетельства того, что гравитация действует одинаково как на материю, так и на антиматерию, были получены непрямым способом, поэтому исследователи решили воспользоваться своим текущим экспериментом ALPHA, немного модифицировав его.

В ходе эксперимента ALPHA, захваченные антипротоны объединяли с антиэлектронами (позитронами), для создания атомов антиводорода, которые сохранялись для изучения на протяжении нескольких секунд в магнитной ловушке. После этого, ловушка выключалась и атомы падали. Исследователи решили проанализировать процесс падения антиводорода из ловушки, чтобы попытаться найти отличия от поведения водорода.

Поскольку аномалий в поведении антиводорода обнаружено не было, то по их расчётам, он не может быть более чем в 110 раз тяжелей водорода, хотя еще нельзя однозначно утверждать в какую сторону падает антивещество.

Следующая версия эксперимента ALPHA позволит еще больше уточнить результаты.

Оригинал (на англ. языке): Sci-news.com