08/03/2013

На озере Восток в Антарктиде обнаружена новая форма микроскопической жизни

Российские учёные объявили об открытии нового типа бактериальной жизни в водах крупнейшего подлёдного озера.

Исследователи изучили образцы, взятые из озера Восток - подлёдного резервуара воды в Антарктиде. Именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура на Земле - минус 89 градусов по Цельсию, 21 июля 1983 года.

В прошлом году команда исследователей пробурила толщу льда толщиной в 4 км, чтобы добраться до озера и взять образцы.

Озеро Восток было изолировано от поверхности на протяжении миллионов лет. Этим обусловлена вероятность того, что подобные изолированные резервуары воды могут содержать микроскопические формы жизни, неизвестные науке.

"Исключив все возможные элементы загрязнения, мы обнаружили ДНК, которое не соответствует ни одному из изученных видов, содержащихся в глобальной базе данных", - сказал Сергей Булат из генетической лаборатории Петербургского института ядерной физики.

"Мы объявляем эту форму жизни неопознанной и неклассифицированной", - сказал он.

Один из видов обнаруженных бактерий, менее чем на 86 процентов схож с уже известными формами жизни.

"В области работы с ДНК, это практически ноль. Уровень в 90 процентов, как правило свидетельствует о неизвестном организме", - сказал Булат.

Он рассказал, что невозможно даже обнаружить генетических предков этой бактерии.

"Если бы это было обнаружено на Марсе, то все без сомнения признали бы наличие жизни на Марсе. Но это бактерии с Земли".

Булат рассказал, что новые образцы воды будут взяты с озера Восток во время новой экспедиции в мае.

"Если мы сможем найти эту же группу организмов в воде, то можно говорить о том, что мы обнаружили новую форму жизни на Земле, которая не зарегистрирована ни в одной базе данных", - сказал Булат.

Поиск жизни в экстремальных условиях, таких как на озере Восток, позволяет учёным делать предположения о том, какие формы жизни могут существовать в экстремальных условиях других небесных тел нашей солнечной системы.

Оригинал (на англ. языке): Bbc.co.uk

Российские учёные отрицают обнаружение жизни в озере Восток

Российские исследователи отказались от своих предыдущих сообщений об обнаружении нового типа бактерий в загадочном подлёдном озере в Антарктиде. Сергей Булат из генетической лаборатории Санкт-Петербургского института ядерной физики заявлял ранее о том, что образцы, добытые из подземного озера в мае 2012 года, содержали бактерию, не имеющую аналогов среди известных науке типов микроорганизмов. Но глава генетической лаборатории этого института заявил в субботу о том, что эта странная форма жизни была искусственно занесена

Ученые изучили первые образцы с озера Восток

В этом году российская команда инженеров и исследователей пробурила скважину в озеро Восток. Это жидкое водное озеро покрыто толстым слоем арктического льда и находилось в изоляции от окружающей биосферы на протяжении 15 миллионов лет. Ученые исследовали образцы воды на наличие жизни - микробов, на основе которых можно получить представление о том, какого рода создания ожидают нас на ледяных спутниках в нашей солнечной системе, к примеру, на спутнике Сатурна Европе. На этой неделе был проведен

Ученые: в озере Восток могут обитать рыбы

Ученые из США уверены, что в антарктическом озере Восток, которое скрыто под четырехкилометровой толщей льда, могут обитать рыбы и другие сложные живые организмы. Анализ образцов льда, находящегося близко к поверхности озера, показал наличие следов генетического материала особых бактерий, часто присутствующих в среде обитания морских моллюсков, ракообразных и даже рыб. Однако эти следы, возможно, имеют и внешнее происхождение, отметила группа ученых в своих сведениях, опубликованных в журнале PLoS One.