03/07/2012

Палеонтологи нашли в Германии следы пернатого динозавра

Немецкие и американские палеонтологи нашли в Баварии и представили миру останки пернатого динозавра с пушистым большим "беличьим" хвостом.

На протяжении второй половины прошлого века и начала текущего ученые обнаружили множество останков различных видов пернатых динозавров, примитивнейших настоящих птиц и протоптиц. Почти всех их относят к группе целурозавров – наиболее многочисленной группе двуногих динозавров, которая включает тираннозавров, птиц и других хищных ящеров.

Команда палеонтологов во главе с Оливером Раухутом из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Германия) проводила на территории немецкой Баварии в известковом карьере Риголь раскопки. Здесь Раухут с коллегами обнаружили останки сравнительно небольшого динозавра семейства мегалозаврид – больших двуногих хищников, которые в середине юрского периода проживали на территории нынешней Европы.

Исследователи отмечают, что этот скелет принадлежал достаточно юному мегалозавру, вылупившемуся недавно из яйца, о чём свидетельствуют небольшие лапы, крупные глазницы, большая голова, а также отсутствующие между отдельными элементами черепа окостеневшие швы.

Палеонтологи внимательно исследовали останки динозавра, а также окружающие его породы и выяснили, что часть тела динозавра была покрыта перьями. По словам исследователей, перьевой покров найденного подопечного больше походил на волосы нынешних млекопитающих, нежели на перья птиц. Они выглядели как тонкие волокна, напоминающие по своей структуре перья примитивных целурозавров, бейпяозавра - динозавра-"ленивца", Dilong paradoxus - маленького тираннозавра, и многих других ящеров.

Раухут с коллегами назвали свою находку Sciurumimus albersdoerferi. Потомственное имя динозавра происходит от греческого слова mimos и латинского Sciurus. Комбинация слов переводится как "похожий на белку". Ученые объясняют, что выбор такого имени связан с опереньем ящера – судя по всему, этот динозавр при жизни обладал оперенной нижней частью тела и пушистым хвостом. Видовое название рептилия получила в честь Raimund Albersdoerfer (Раймунда Альберсдорфера), хозяина окаменелости и спонсора раскопок.

По мнению ученых, нельзя пока утверждать, что взрослые особи этого ящера обладали подобным перьевым покровом. Вполне вероятно, что молодые рептилии использовали перья для маскировки, обогрева либо других целей и по мере того, как взрослели избавлялись от них. Так или иначе, открытие Sciurumimus albersdoerferi выявило, что перьевой покров являлся обычной чертой не только целурозавров и других родственников нынешних птиц, а сразу у нескольких групп динозавров, заключают ученые.

Палеонтологи идентифицировали самый древний эмбрион динозавра, принадлежащий к вымершему 190 млн. лет назад виду