01/07/2012

Таинственные круги в Африке продолжают озадачивать ученых

Между южной Анголой и северной частью Южной Африки расположены десятки тысяч «волшебных колец», представляющих собой круглые пятна пустой земли, диаметр которых составляет 2-12 метров. По периметру их часто окаймляет очень высокая трава. Местные жители верят, что это следы богов, а ученые разводят руками. Американскому биологу Уолтеру Чинкелю, пытавшемуся разгадать эту загадку, удалось обнаружить что-то очень интересное.

Впервые этот феномен показали Чинкелю в 2005 году в заповеднике NamibRand в Намибии. Специалист сразу же заподозрил, что в этом замешаны термиты, которые подъедают корни растений или выделяют токсичные газы. Однако в ходе раскопок, проведенных в этой местности в 2007 году, никаких термитов обнаружено не было. Даже когда ученые добавили в пустые почвенные круги питательные вещества, трава на них все равно не выросла – значит, дело тут не в недостатке питания.

Тогда Чинкель изучил спутниковые снимки кругов. Он сравнил снимки, полученные на протяжении четырех лет, и сделал неожиданный вывод – круги живые! Эксперт экстраполировал данные и подсчитал, что самые большие круги доживают до 75 лет, а самые маленькие появляются и пропадают каждый 24 года. При этом средняя продолжительность существования загадочных кругов составила 41 год.

Затем биолог проанализировал данные, предоставленные администрацией заповедника. Оказалось, что предприимчивые владельцы NamibRand нашли способ получать от загадочных кругов дополнительную прибыль: они продают их экотуристам по 50$ за штуку. Эта сделка скорее символическая, так они только сообщают туристам географические координаты приобретенного пятна, на которое они потом могут полюбоваться при помощи Google Earth. Смотрители заповедника регулярно фотографируют круглые пятна земли. Именно по этим снимкам Чинкель и вычислил среднюю продолжительность жизни кругов.

К сожалению, изучением этих необычных кругов занимались считанные ученые, и обычно исследования проводили на скорую руку. Никто пока серьезно не брался за решение этой загадки. В будущем Чинкель собирается вновь вернуться в заповедник и провести тесты в разные сезоны года – он считает, что круги, скорее всего, возникают после сезона дождей.

На Солнце образовались гигантские пятна размером в шесть наших планет

Гигантские пятна на Солнце размером, по меньшей мере, в шесть планет Земля, образовались на Солнце менее чем за 48 часов, сообщает НАСА. Пятна на Солнце - это темные области на поверхности Солнца, которые появляются вследствие действия мощных магнитных полей. Крупные пятна на Солнце, которые образовались на протяжении вторника и среды, быстро развились в нестабильную форму, и могут привести к солнечным вспышкам, которые способны прервать радиосвязь. Агентство НАСА обнаружило эти гигантские пятна с помощью приборов

Новая методика наблюдений за солнечными циклами

Для изучения солнечного цикла, астрономы используют пятна на Солнце. Однако, недавно были найдены международной группой исследователей и другие маркеры – движущиеся в солнечной атмосфере яркие пятна и точки. С их помощью можно наблюдать за движением вещества внутри Солнца. Открытые маркеры, которые имеют связь с продолжительностью цикла Светила, по-новому заставляют взглянуть на эволюцию магнитного поля его.

Новые вспышки на солнце чреваты серьезнейшими последствиями