26/06/2012

Распыление аэрозолей ведет к обесцвечиванию неба

В качестве одного из путей борьбы с глобальным потеплением ученые рассматривают создание в атмосфере своеобразного щита из специальных частиц, который бы служил защитой от солнечных лучей. Однако распыление этих частиц приведет к обесцвечиванию неба: оно станет бледнее и в пять раз ярче.

В числе популярнейших геоинженерных проектов борьбы с потеплением – распыление в нижних слоях атмосферы сульфатных аэрозолей. По мнению ученых эти мельчайшие твердые частицы должны создать в атмосфере экран, способный отражать солнечную радиацию. За счет этого он должен помочь замедлить темпы глобального потепления. Такой способ борьбы с этой глобальной проблемой ученым подсказало извержение филиппинского вулкана в 1991 году. Тогда в стратосферу попали огромные объемы диоксида серы – около 20 млн. тонн. В результате за 1991-1993 года среднемировая температура стала ниже на полградуса.

Это было бы, возможно, самое эффективное средство борьбы с глобальным потеплением, если бы не одно но. Ученые из Калифорнийского института обнаружили, что рост числа аэрозолей в атмосфере, к сожалению, имеет побочные эффекты, в частности он сделает небо гораздо светлее в дневное время. По расчетам специалистов, всего 2% экранирования солнечной радиации сделает небо светлее и ярче в пять раз. Оно сохранит свой голубой оттенок, но людям будет казаться «белесым», словно подернутым дымкой, как в знойный полдень над большими городами.

Есть и другие побочные эффекты, которые могут возникнуть в случае распыления больших количеств аэрозоля. К примеру, после заката в небе можно будет долгое время наблюдать всполохи, напоминающие полярное сияние. Еще один из возможных эффектов – неконтролируемый рост растений на всей планете. В новых условиях освещенности с яркостью как от лампы дневного света фотосинтез ускорится, и из атмосферы будет изыматься намного больше углекислого газа, который необходим для протекания этой биохимической реакции.

Бен Кравитц из Калифорнийского университета отмечает, что они исследовали атмосферу только с точки зрения физики, а как будут влиять непривычно белесые небеса на психику человека еще неизвестно, но в том, что это не пройдет бесследно, он даже не сомневается. Так что результаты их исследования должны заставить ученых еще раз подумать, стоит ли избирать такой путь.

По материалам Scienсеmagic.ru