04/01/2012

Должны ли мы адаптировать Марс под земные формы жизни?

По мере того, как мы исследуем все более дальние уголки нашей солнечной системы, все острее становится вопрос о колонизации или поселении за пределами Земли. Обитаемые базы на Луне или Марсе уже давно являются предметом мечтаний для многих людей. В нас заложено природное желание исследовать так далеко, как только возможно и расширить присутствие человечества на постоянной или хотя бы полупостоянной основе. Но чтобы достичь этой цели, необходимо адаптироваться к различным экстремальным условиям окружающей среды. На Луне, к примеру, колония должна быть способна поддерживать себя самостоятельно и защищаться от безвоздушной атмосферы и суровых окружающих условий.

Другое дело - Марс. Хотя будущие база могут адаптироваться к марсианским условиям, но этим наши возможности не ограничиваются. Существует возможность изменить окружающую среду, а не только подстроиться под ее условия. Этот процесс, получивший название терраформирования, заключается в том, чтобы изменить атмосферу и окружающую среду Марса под наши, земные условия. Хотя технологически нам это еще не под силу, в будущем это может стать реальностью. Возможно, более важным будет задаться вопросом - должны ли мы это делать?

Одной из главных загвоздок является вопрос о существовании жизни на ней. Как на нее повлияет колонизация или терраформирование?

Если Марс обладает некой биосферой, то мы должны приложить все усилия для ее сохранения. Небольшие колонии не нанесут вреда, но наше присутствие на Марсе не должно негативно сказаться на местной жизни, если таковая на нем существует.

Если его поверхность в действительности такая бесплодная и пустынная, как выглядит на первый взгляд, то основание колонии не должно стать проблемой. По предположению ученых, марсианские пещеры могут послужить идеальным местом для такой базы, ведь они послужат природной защитой от суровых внешних условий. Но в том случае, если в них обнаружится некая форма жизни, то мы будем вынуждены оставить эту затею и не вмешиваться в природный ход вещей. В этом случае, вопрос о терраформировании отпадет сам собой.

Изучая Марс, а также другие планеты и их спутники в их текущем природном состоянии, мы можем многое узнать об их истории, попутно лучше поняв нашу собственную планету.

Следует учитывать также возможность заражения. Существует устоявшийся протокол, в соответствии с Договором о космосе от 1967 года, который предписывает обеззараживать любые космические корабли, отправляющиеся к Луне или Марсу. Если бактерии с Земли доберутся до Марса и выживут, то это усложнит поиск местной жизни на Красной планете.

Как с научной, так и с этической точки зрения, было бы разумно, по мере наших возможностей, защитить Марс от земных незваных гостей. Независимо от того, существует ли на Марсе жизнь или нет. К счастью, риск заражения планеты пренебрежительно мал, поскольку для земных бактерий или других микроорганизмов, было бы очень сложно не то, что распространиться по марсианской поверхности, но даже просто выжить.

Ученые обнаружили на Марсе соленые реки