22/12/2011

Найдены поджаренные останки планет-гигантов

Астрономам удалось с помощью телескопа «Кеплер» обнаружить две планеты, опаленные умирающей звездой из их системы. Светило сожгло газовую оболочку планет и оставило только их обугленные каменные ядра.

Астроном Элизабет Грин, участвовавшая в открытии «поджаренных» планет, объяснила, что когда Солнце будет, раздуваясь, превращаться в красного гиганта, внешние солнечные оболочки просто проглотят нашу планету. Пробыв в огненных оковах около миллиарда лет, Земля испарится. Выжить в таких условиях могут только планеты гиганты, такие как Сатурн и Юпитер.

Обугленные планеты астрономы обнаружили в системе умирающей звезды KIC 05807616, которая находится на расстоянии 3,85 тысяч световых лет от Земли. Эта звезда принадлежит к классу горячих субкарликов. Не очень большая, но очень горячая, она возникла при «сбое» в традиционном цикле развития больших красных звезд и начальной стадии смерти обычных светил. Умирая, у обычной звезды заканчивается водородное горючее и она переходит на другой вид топлива – гелий, из которого состоит ее ядро. Скорость реакций во внешних водородных слоях резко увеличиваются, а температуры возрастают, и внешние солнечные слои разрастаются на огромные расстояния. Иногда звезда просто теряет свою водородную оболочку, не достигнув стадии красного гиганта, превращаясь тогда уже в горячего субкарлика, как звезда KIC 05807616.

Обнаруженная астрономами звезда относится еще к категории переменных светил. С определенной периодичностью она то становится ярче, то снова меркнет. Это свойства позволяет специалистам легче находить планеты вблизи звезды.

Астрономы наблюдали за звездой KIC 05807616 в течение полугода, пока зафиксировали, сбои в периодическом колебании светила каждые 8,2 и 5,8 часа. На языке астрономов, «нарушителями» цикла могли быть только планеты.

Обнаруженным объектам присвоили индексы KOI 55.02 и KOI 55.01. Скорость прохождения планет по диску «умирающей» звезды говорит, что их орбита очень близко находится возле светила. Планета KOI 55.01 может быть удалена от звезды на 0,006 астрономических единицы, а KOI 55.02 – на 0,0076. Радиус первой планеты приблизительно может быть равен 0,76 земному радиусу, а ее вес будет составлять около 0,44 земной массы. Радиус второй планеты чуть больше и составит около 0,86 земного радиуса, а масса будет равна примерно 0,65 земной массы.

Ученые предполагают, что планеты после звездного «взрыва» превратились расплавленные клубки магмы, у которых с солнечной стороны температура на поверхности достигает 9 тысяч градусов по Кельвину, а на ночной стороне 1,8 тысяч градусов.

Исследователи удивлены, как планеты вообще смогли сохраниться на своих орбитах после расширения красного гиганта. Звезда непременно должна была их уничтожить. Возможно это уже не полноценные планеты, а их останки, которые «сдуло» на более дальние орбиты. В результате расширения звезда «съела» с планет газовую оболочку и оставила только твердые ядра. Таким образом, ученым удалось открыть хтонические планеты или ядра газового гиганта, лишенные своей газовой оболочки.  На звание хтонических планет до последнего открытия претендовали только две планеты Kepler-10b и CoRoT-7b. Однако и они с большой долей вероятности могут оказаться обычными большими каменистыми планетами земного типа.

Новость подготовила Оксана Скрипко