01/09/2011

Облучение атмосферы лазером может вызывать дождь

При облучении неба лазером, образовывались водяные капли. Эта технология может применяться с целью создания или предотвращения дождей

Еще со времен древних землепашцев, которые призывали богов послать им дождь, человечество стремилось обуздать погоду.

Эти мечты стали принимать все более реальные очертания, после того как исследователи использовали мощный лазер, чтобы создать в воздухе водяные капли. Эта технология может позволить регулировать количество осадков.

Хотя ученые бессильны, если атмосфера суха, но разработанная ими технология, под названием лазерная конденсация воды, предоставит определенный контроль над осадками в том случае, если атмосфера достаточно влажная.

Исследователи продемонстрировали эту технологию в ходе полевых испытаний с мобильной лазерной лабораторией величиной с небольшой гараж, которая была отбуксирована на берег реки Роны, в Швейцарии.

Ученые обнаружили, что в ходе 133 часов облучения мощными лазерными лучами, в небе образовались частички азотной кислоты, которые вели себя подобно атмосферному клею, связывая молекулы воды в капли и предотвращая их повторное испарение.

В считанные секунды образовались стабильные капли диаметром в несколько тысячных миллиметра. Хотя они были слишком малы, чтобы выпасть в виде дождя, но этого было достаточно, чтобы у исследователей появился повод продолжить исследование.

"Нам пока не удалось создать осадки - капли очень малы и легки, чтобы упасть на землю в виде дождя. Для того, чтобы образовался дождь, понадобятся капли в сотни раз больше по размеру, тогда они станут достаточно массивными и упадут", - сказал Джером Каспарян, физик из Женевского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

По мере своего совершенствования, эта технология позволит вызывать или предотвращать дожди посредством лазерного облучения. Один из вероятных способов применения заключается в том, чтобы создавать капли в воздушных массах, которые направляются к горам. Над возвышенностями воздух станет остывать, вызывая рост капель и возникновение осадков.

Альтернативный метод применения заключается в том, чтобы создать такое большое количество маленьких капель в воздухе, что ни одна из них не сможет вырасти до размеров, необходимых чтобы выпасть в виде осадков. "Возможно, этот метод будет применяться для обуздания муссонов или уменьшения затоплений в определенных областях", - сказал Каспарян.

В Китае взятие погоды под контроль человека стало делом национальной гордости. Пекинское метеорологическое бюро занялось модификацией погоды. В 2009 году, они сообщили о своем успехе, после того как 18 реактивных самолетов  выпустили 432 ракет напичканных химикатами, что вызвало образование осадков. Химикаты, обычно сухой лед или йодид серебра, создают условия, при которых водяной пар конденсируется и опадает в виде осадков.

Каспарян считает, что лазер обладает целым рядом преимуществ перед химикатами. "Лазер может действовать беспрерывно, он позволяет точно прицеливаться, и вам не приходится распылять большие количества йодида серебра в атмосфере", - сказал он.

Оригинал (на англ. языке): Guardian