22/04/2011

На Марсе обнаружены залежи углекислого газа

Марсианский разведывательный спутник обнаружил, что общий состав атмосферы на Марсе претерпевает кардинальные изменения по мере смены угла наклона оси планеты. Этот процесс может оказывать влияние на стабильность жидкой воды, в том случае, если таковая существует на Марсе и увеличивать частоту и силу пылевых бурь на этой планете.

С помощью радиолокатора, способного проникать в верхние слои поверхности, исследователи обнаружили крупные залежи замерзшего углекислого газа или сухого льда на южном полюсе Красной Планеты. Ученые предполагают, что во время изменения угла наклона оси планеты, этот углекислый газ попадает в атмосферу и расширяет ее. Это исследование было опубликовано на этой неделе в журнале Science.

Найденные залежи по объему сопоставимы с озером Верхним (около 12 000 кубических километров). Всего там находится до 80% углекислого газа всей современной атмосферы Марса.

"Нам уже было известно о существовании небольшой круглогодичной шапки льда из углекислого газа, лежащей поверх водяного льда, но в обнаруженных залежах содержание сухого льда в 30 раз превышает предварительные оценки", - сказал Роджер Филлис из Саутвестского Исследовательского института в Боулдере. Филлис возглавляет команду радиолокатора спутника и является ведущим автором опубликованной статьи.

"Если считать эти залежи, то на Марсе сейчас половина углекислого газа находится в атмосфере, а половина заморожена, но в другое время, это соотношение может поменяться, и углекислый газ может быть полностью заморожен или полностью переместиться в атмосферу", - добавил Филлис.

Периодическое увеличение массы атмосферы, приведет к усилению ветров, которые смогут поднимать больше пыли, чем обусловлены более частые и интенсивные пылевые штормы. Еще одним последствием такого изменения, станет расширение площади планеты, на которой жидкая вода сможет находиться без кипения. Существующие модели известных изменений наклона оси Марса, допускают изменение общей массы атмосферы Красной Планеты в несколько раз за период в 100 000 лет или меньше.

"Изменение наклона, ведущее к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере, вызывает парниковый эффект, который приводит к нагреванию марсианской поверхности, а более долгоживущие полярные льды остужают ее", - сказал соавтор Роберт Хаберл, из исследовательского центра НАСА в Калифорнии. "Наши компьютерные модели показали, что полярные льды охлаждают больше, чем нагревают парниковые газы. В отличие от Земли, где толстый слой влажной атмосферы порождает сильный парниковый эффект, тонкая и сухая атмосфера Марса не способна так же сильно нагреть планету, даже в случае удвоения содержания углекислого газа".

Земля продолжает поглощать половину всего углекислого газа