13/03/2011

Японское землетрясение в вопросах и ответах

В пятницу в прибрежной Японии произошло землетрясение силой в 8.9 магнитуд по шкале Рихтера, которое стало самым крупным в истории этой страны. Рассказать о самом землетрясении и его последствиях мы попросили Элис Уолкер, сейсмолога из Британской геологической службы в Эдинбурге, которая отслеживает сейсмическую активность в мире, Брайана Этвотера из геологической службы США и других.

Что это было за землетрясение?

Оно произошло в так называемой 'зоне субдукции' (где одна плита двигается под другой). Его можно отнести к категории 'взбросовых' землетрясений, то есть, земля взбрасывалась вверх, деформируя морское дно. Этот сдвиг дна породил большую волну - цунами.

Стало ли оно неожиданностью для ученых?

И да и нет. Сейсмологи заявили, что оно было сильней, чем они считали возможным в этой части мира. "Мы считали, что его сила не превысит 8.5 магнитуд", - сказала Сюзан Хоуг из геологической службы США в Пасадене, Калифорния. То, что произошло, по своей разрушительной силе превысило наши прогнозы в три раза.

Вы хотите сказать, что не было вообще никаких признаков надвигающейся катастрофы?

Брайан Этвотер из геологической службы США в Сиэтле, рассказал, что спутниковые снимки, которые делались начиная с 90-х годов, показали, что берег Японии сдвигался внутрь страны со скоростью около 7.6 метров в столетие, что служит индикатором нарастания энергии в застрявших тектонических плитах.

"Это как деньги на счету в банке - то же самое и с возникновением землетрясения", - сказал он. "Чем больше времени проходит, тем больше накапливается на счету денег. Этот разлом уже довольно давно не тратил ни на что свою энергию".

Стоит ли ожидать больше землетрясений?

В этом регионе все еще происходят землетрясения, в том числе 10 в течении часа после самого крупного. Некоторые ученые считают, что это может быть довольно опасно и несет потенциальную опасность возникновения осложнений.

Часто можно наблюдать увеличение сейсмической активности после крупных землетрясений. Частично, это происходит потому, что Земля начинает раскачиваться после крупных колебаний, подобно тому, как дрожит гонг, по которому ударил музыкант. Такие вибрации, могут изменять распределение нагрузок в местах разломов.

Но нет оснований полагать, что это землетрясение вызовет серию других катастрофических природных катаклизмов по всему миру. Может возникнуть впечатление, что большие землетрясения приходят группами, но это всего лишь совпадение.

Изменит ли это точку зрения ученых на землетрясения в этой части мира?

Уже изменило. Мы расширили список мест, где существует потенциальная опасность возникновения землетрясений с магнитудой в 9 баллов.

Землетрясение 1995 года в Японии унесло жизни более 6 тысяч человек. Оно было таким же большим, как и это?

Оно даже близко не было таким большим. Его магнитуда составляла 6.9, а зона поражения была в 100 раз меньше, по сравнению с этим землетрясением. Высокая смертность объясняется тем, что оно подошло близко к городу Кобе.

Оригинал (на англ. языке): Time