30/11/2010

Ученые: абсолютная чистота – не всегда залог здоровья

Молодые люди, которые слишком часто используют антибактериальное мыло, содержащее триклозан, рискуют стать аллергиками, а частые контакты с продуктами, содержащими высокие уровни бисфенола (Bisphenol А) среди взрослых может оказать негативное влияние на иммунную систему – таковы данные нового исследования Университета Мичиганской Школы Здравоохранения.

Триклозан – химический состав, широко используемый в таких продуктах как, например, антибактериальное мыло, зубная паста, ручки, полиэтиленовые мешки и медицинское оборудование. Бисфенол (BPA), обнаружен во многих видах пластмассы и используется, например, как защитный слой в продовольственной таре. Оба типа этих химиката входят в класс отравляющих веществ окружающей среды и названы веществами, разрушающими эндокринную систему (EDC), воздействие которых, по мнению ученых, негативно отражается на человеческом здоровье, мимикрируя или влияя на гормоны.

Используя данные исследований 2003-2006 годов, ученые сравнивали наличие бисфенола и триклозана в моче с уровнем антител цитомегаловируса (CMV) и диагнозами аллергии или сенной лихорадки у взрослых людей и детей возрастом 6 лет в США. Диагнозы аллергии и сенной лихорадки и наличие антител CMV были использованы как два отдельных маркера изменений в иммунной системе.

"Мы обнаружили, что у людей возрастом 18 лет с более высокими уровнями подверженности бисфенолу были выше уровни антитела CMV, которые препятствуют правильному функционированию иммунной системы" – сказал Эрин Рис Клэйтон, главный автор исследования. Исследователи также обнаружили, что люди в возрасте 18 лет, которые часто подвергают организм воздействию триклозана, находились в большом риске возникновения аллергии и сенной лихорадки.

Существует растущее беспокойство среди научного общества и потребительских групп о том, что вещества EDC опасны для людей даже в меньших количествах, чем прежде считалось.

"Сведения о триклозане среди младших возрастных групп, поддерживающие 'гипотезу гигиены' о проживании в абсолютно чистой среде, могут сократить раскрытие нашего организма микроорганизмам, которые полезны для развития иммунной системы" – сказал Эллисон Эйлло, профессор Мичиганского Университета.

Так, противомикробный агент триклозан, обнаруженный во многих бытовых продуктах, может сыграть роль в изменении микроорганизмов, к которым наш организм подвергнут таким образом, чтобы развитие нашей иммунной системы было нарушено с детства.

Предшествующие исследования на животных уже показывали влияние бисфенола и триклозана на иммунитет, но это первый анализ, раскрывающий воздействия этих химических веществ на функции иммунной системы человека.

Один неожиданный момент в открытии воздействия бисфенола заключается в возрастном отличии. У людей возрастом 18 лет или старше частая подверженность бисфенолу была связана с высокими уровнями антител CMV, но у людей, которым было меньше 18, наблюдался обратный эффект.

Это первый шаг на пути открытий в этой области. В ходе дальнейших исследований, ученые хотели бы изучить подробнее длительные последействия бисфенола и триклозана на людях, чтобы видеть, если они могут установить причинное отношение.

Оригинал (на англ. языке): Eurekalert  Перевод: М. Гончар