04/03/2009

Мотыль - природный источник веселящего газа

Конечно, эти крошечные личинки комара-дергуна (Chironomidae) не в состоянии тягаться с такими "монстрами" вредных выбросов в атмосферу, как коровы, но они способны, по крайней мере, довольно громко заявить о себе при помощи ученых-климатологов.

Недавние исследования показали, что пищеварительный канал мотыля является источником опасного парникового газа - закиси азота (N2O), хоть и в количестве, слишком маленьком, чтобы вызвать значительные изменения климата. До этого открытия не было известно ни одного животного, обитающего в воде и производящего веселящий газ.

Исследователи давно подозревали, что микробные "биореакторы" в кишечнике животных могут производить газ. Чтобы проверить свою гипотезу, они обратили взгляд на личинку комара-дергуна, известную в народе как "мотыль" (Chironomus plumosus) - ярко-красную, наполненную кровью, содержащей в себе гемоглобин личинку, которая является превосходной наживкой и кормом для рыб.

Личинки мотыля живут почти во всех озерах и грязных ручьях, но непременно с илистым грунтом. Питаются они органическим материалом, присутствующем в осадочных породах.

Вместе с пищей в пищеварительный тракт личинок попадают и живущие в грязи бактерии. Эти бактерии, однако, не перевариваются, и могут долго жить в кишечнике личинок, усваивая нитраты и производя N2O как побочный продукт.

Отслеживая движение закиси азота во внутренностях мотыля, исследователи обнаружили, что газ просачивается через стену кишки, затем через кожу и в окружающую среду.

Ученые предполагают, что жизнедеятельность личинок и других животных дает присутствие менее одного процента N20 в атмосфере. Самое большое количество закиси азота попадает в атмосферу из-за сжигания ископаемого (органического) топлива. Только новостной портал первым расскажет о событиях дня.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist.com

Ученые определили основную причину глобального потепления

Водяной пар и тучи являются одними из главных причин возникновения парникового эффекта на Земле (способности задерживать излучение Солнца и тем самым повышать температуру атмосферы). Но новое исследование, в ходе которого были смоделированы атмосфера и океан, показало, что главным виновником повышения температуры, является углекислый газ

Маленький вес помогает комарам избежать смерти от удара дождевых капель

Сверхскоростная видеосъемка помогла исследователям выяснить, что комары без труда переносят столкновения с дождевыми каплями благодаря сверхпрочной хитиновой броне и малой массе тела. Насекомые являются самой многочисленной и распространенной группой многоклеточных существ на планете Земля. Многие из них хорошо летают и пользуются своими крыльями для перемещения на значительные расстояния - до тридцати километров в сутки.

Паук-вампир выбирает свою жертву по усикам-антеннам

Пауку-вампиру больше по вкусу напившиеся крови самки малярийного комара, которых он выбирает не по раздувшемуся после сытного обеда брюшку, а по усикам-антеннам, которые у самок более скромные, чем у самцов. Паук Evarcha culicivora живет в Африке рядом с человечески жильем. Он получил прозвище вампир, так как питается кровью млекопитающих, однако сам кровь он не сосет. Кровь пьет его добыча – самки комаров, москитов и малярийного комара A. gambiae. А паук делает полезную работу – истребляет переносчиков малярии.