09/09/2014

Каменные девы охраняли могилу матери Александра Македонского

В 65 километрах от крупного греческого города Салоники во времена Александра Македонского располагался древнегреческий город Амфиполис. Там археологи обнаружили древнюю гробницу, которую "охраняют" две кариатиды — каменные женские фигуры, исполняющие роль колонн.

Скульптуры были выполнены из мрамора и имели следы синей и красной краски. Их обнаружила команда исследователей во главе с Катериной Перистери (Katerina Peristeri) в тот момент, когда очистила от песка и почвы уплотнительную перегородку.

Кариатиды стояли между двумя мраморными колоннами, поддерживающими балку. Каменные женщины были облачены в туники, они обладали длинными густыми волосами, в их уши были вдеты серьги. Примечательно, что лицо одной из статуй сохранилось почти в первозданном виде, тогда как другую время и обстоятельства не пощадили.

Кариатиды охраняли вход в гробницу македонских цариц.
Правая рука скульптуры, обращённой к западу, и левая рука восточной скульптуры были широко раскинуты, как бы символически предотвращая любые попытки войти в склеп, сообщают представители Министерства культуры Греции.

Прежде та же команда исследователей обнаружила двух безглавых и бескрылых сфинксов на входе в гробницу, а также извлекла из почвы многочисленные мелкие фрагменты статуй и барельефов, таких как пальцы или целые кисти рук. Всё это, по мнению археологов, указывает на значимость и высокий социально-экономический статус покойного.

Автор книги "В поисках гробницы Александра Великого" Эндрю Чагг (Andrew Chugg) сообщает, что орнаменты и декоративные элементы в амфиполисской гробнице очень напоминают те, что были обнаружены в могиле Филиппа II, отца Александра Великого.

"Кариатиды являются поистине впечатляющей находкой.

Тот факт, что могилу охраняли аж две пары скульптур — кариатиды и сфинксы — указывает на то, что в гробнице захоронен никто иной как царица. Я считаю, что это может быть местом упокоения Олимпиады Эпирской, матери Александра", — говорит Чагг. Помимо скульптур, в гробнице были обнаружены сфинксы — символы царского семейства.

Учёный также отметил в своём научном эссе, что сфинксы были символом македонских цариц с конца четвёртого века до нашей эры. У высшей знати, однако, в могилах сфинксов не было, возможно, потому, что царское семейство было "монополистом" в использовании этого символа.

Гипотезу Чагга подтверждают ещё две археологические находки: прежде учёные обнаружили два королевских трона, украшенные фигурками сфинксов. Один из них принадлежал Эвридике I, бабушке Александра Македонского.

Исторические записи указывают на то, что в последней четверти четвёртого века до нашей эры в Амфиполисе умерли две македонские царицы — Олимпиада Эпирская и Роксана Бактрийская — мать и жена Александра, соответственно.

С большей вероятностью гробница с кариатидами принадлежала Олимпиаде, но исследователи не исключают и того варианта, что обе царицы были захоронены в этих богатых интерьерах.

Астрономы открыли розовую планету загадочного происхождения

«Субару», 8,2-метровый наземный оптический телескоп, который принадлежит японской Национальной Астрономической Обсерватории и находится на Гаваях, помог исследователям открыть розовую планету, происхождение которой они пока затрудняются объяснить. Экзопланета, получившая название GJ 504b, занимает место в созвездии Девы. Она вращается вокруг яркой огненной звезды, напоминающей наше светило. Астрономы заметили впервые эту экзопланету еще в 2011 году, когда анализировали снимки, сделанные телескопом «Субару» в инфракрасном волновом диапазоне.

В Испании обнаружили следы жизни неандертальцев

Каменные орудия труда, принадлежащие неандертальцам, были обнаружены археологами при раскопках в городе Сеговия (Испания), как сообщает информационное агентство EFE. В трех из одиннадцати уровней, обнаруженных на месте раскопок, были найдены следы жизнедеятельности людей. Найденные каменные изделия являются, как полагают эксперты прямым подтверждением человеческой активности в исследуемой области. По оценкам специалистов, возраст находки составляет более 60000 лет.

Специалисты НАСА нашли живую икону

Специалисты НАСА нашли икону, на которой изображен образ Божьей Матери. Образ не только обладает пульсом, его температура равняется 36,6 градусам, как у здорового живого человека. Эксперты НАСА утверждают, что икона изображена красками, которые ранее еще не находили на нашей планете. Ученые исследовали икону Божьей Матери из Гваделупы, которая по утверждениям местных жителей обладала уникальными свойствами. Сенсационным для ученых стал результат офтальмологического анализа глаз образа с иконы.