03/09/2014

День в истории: 3 сентября

День основания Республики Сан-Марино

3 сентября 301 года считается датой основания одного из самых маленьких и старинных государств Европы — Республики Сан-Марино. Название страны произошло от имени христианского святого Марино, который, спасаясь от религиозных преследований, вместе с единомышленниками основал христианскую общину на склоне горы Монте Титано, впоследствии разросшуюся в посёлок.

Сан-Марино — карликовое государство, со всех сторон его окружает территория Италии. Однако практически на всём протяжении своей многовековой истории страна вела независимую политику. Она сосчитается также одной из старейших республик планеты. Главами государства являются два капитана-регента, которые избираются каждые полгода. Население республики составляет немногим более 30 тысяч человек, проживающих в более чем 30 населённых пунктах.

Взрыв в химической лаборатории Нобеля

3 сентября 1864 года неподалёку от Стокгольма, в имении Хеленборг, прогремел взрыв, который уничтожил лабораторию известного изобретателя и предпринимателя Эммануэля Нобеля. В результате несчастного случая погибло пять человек, в том числе младший сын Нобеля, Эмиль. Взрыв произошёл в ходе экспериментов, которые изобретатель проводил с опаснейшим веществом — нитроглицерином.

Сам Эммануэль после гибели младшего сына перенёс инсульт и остался до конца жизни прикованным к инвалидному креслу. Опыты с нитроглицерином были продолжены другим его сыном, Альфредом Нобелем, разработавшим на его основе в 1867 году динамит. Альфред всю жизнь придерживался пацифистских взглядов и считал, что если изобрести оружие, способное моментально уничтожить противника, людям станет ясно, что от войны они ничего не выиграют и конфликты на Земле прекратятся.

Считается, что Нобеля очень уязвил ошибочно опубликованный некролог, в котором его именовали «миллионером на крови», после чего он и решил учредить известную премию своего имени.

Открыт метод ДНК-дактилоскопии

3 сентября 1984 года британским генетиком Алеком Джеффризом был открыт метод ДНК-дактилоскопии. При изучении рентгеновских снимков ДНК он обратил внимание на то, что у разных людей ДНК имеет уникальную последовательность нуклеотидов. Эта последовательность составляет генетический паспорт конкретного человека человека, или его ДНК-профиль.

Этот метод стал востребованным прежде всего в области криминалистики, значительно дополнив метод традиционной дактилоскопии, определяющей личность по отпечатку пальцев. В Великобритании в 1995 году была основана самая большая в мире Национальная база данных ДНК, содержащая 2,7 миллиона проб, взятых не только у осуждённых, но и подозреваемых.

В России создание федеральной базы данных ДНК было начато в 2008 году. Метод Джеффриза используется также для установления родства и для идентификации останков. Благодаря ДНК-дактилоскопии удалось опознать останки императорской семьи Николая II, а также разгадать целый ряд других исторических загадок, связанных с установлением личности.

Сканирование мозга: эффективный инструмент диагностики депрессии