03/09/2013

Гигантская черная дыра испускает необычные космические потоки

Астрономы, работающие с данными космического телескопа «Хаббл», обратили внимание на довольно странное поведение огромной черной дыры: она формирует спиральные струи супер-горячей плазмы. Вся эта «конструкция» в итоге напоминает космическую игрушку, которая перемещается в космическом пространстве.

Необычные космические струи извергает черная дыра гигантских размеров, расположенная в центре далекой галактики М87, которая находится в 50 миллионах световых лет от нашей планеты. Размеры ее колоссальны – 5000 световых лет. Она представляет собой последовательность длинных струй газа, одни из них кажутся зигзагообразными, закрученными по спиральной траектории, тогда как другие, имеют форму завивающихся петель.

Чтобы продемонстрировать поток этих струй, ученые создали покадровое изображение, являющееся результатом 400 наблюдений, проведенных в период с 1995 по 2008 год, посредством широкоугольной камеры, а также усовершенствованной камеры, которой оборудован «Хаббл».

Для анализа полосы газов и космического вещества, исходящих из сверхмассивной черной дыры M87 и распространяющихся вокруг нее, исследователям потребовалось восемь месяцев.

Эйлин Т. Мейер, исследователь из Космического Института в Балтиморе (штат Мэриленд), заявил следующее: «Спиральное движение струй, принимающее форму "улитки", возможно благодаря сильному магнитному полю, которое окружает черную дыру».

«Тем не менее, пока не ясно, в чем причина массивности структуры струй», - добавил Мейер.

Результаты наблюдений помогут исследователям лучше понять процессы, происходящие в сверхмассивных черных дырах, которые, предположительно, скрываются в центре многочисленных крупных галактик.

Исследовательская группа во главе с Мейером намерена изучить еще три струи M87, на основе данных полученных с помощью космического телескопа Хаббл.

Сверхмассивная черная дыра в действии

Исследователи зачастую объединяют вместе работу многочисленных телескопов, чтобы получить комбинированные снимки, которые помогут раскрыть секреты нашей Вселенной – и представленный выше образ является ярким примером того, что этот метод поразительно эффективен. Объект находящийся в центре кадра и имеющий желтый оттенок является эллиптической галактикой, носящей имя Геркулес А. Ее изображение было получено при помощи телескопа

Обнаружены черные дыры со сверхбыстрым вращением

Космическая обсерватория Chandra (Chandra X-ray Observatory, NASA) предоставила недавно самые достоверные доказательства о том, что многие сверхмассивные черные дыры вращаются с огромной скоростью. Вихревые вращения этих гигантских черных дыр порождают мощнейшие струи (джеты), генерирующие громадное количество энергии вокруг себя, оказывая, таким образом, влияние на рост галактик.

Тайна расположенного в центре Млечного Пути объекта раскрыта

Американские специалисты выяснили, что облако G2, пережившее «свидание» с черной дырой, вероятнее всего, является двойной звездой, переживающей процесс слияния. Водородное облако привлекло к себе внимание еще в конце минувшего года, когда вплотную приблизилось к мощнейшему источнику радиоизлучения Стрелец А*, который обнаружен в самом центре нашей галактики и, вероятнее всего, является черной сверхмассивной дырой.