03/09/2013

Гигантская черная дыра испускает необычные космические потоки

Астрономы, работающие с данными космического телескопа «Хаббл», обратили внимание на довольно странное поведение огромной черной дыры: она формирует спиральные струи супер-горячей плазмы. Вся эта «конструкция» в итоге напоминает космическую игрушку, которая перемещается в космическом пространстве.

Необычные космические струи извергает черная дыра гигантских размеров, расположенная в центре далекой галактики М87, которая находится в 50 миллионах световых лет от нашей планеты. Размеры ее колоссальны – 5000 световых лет. Она представляет собой последовательность длинных струй газа, одни из них кажутся зигзагообразными, закрученными по спиральной траектории, тогда как другие, имеют форму завивающихся петель.

Чтобы продемонстрировать поток этих струй, ученые создали покадровое изображение, являющееся результатом 400 наблюдений, проведенных в период с 1995 по 2008 год, посредством широкоугольной камеры, а также усовершенствованной камеры, которой оборудован «Хаббл».

Для анализа полосы газов и космического вещества, исходящих из сверхмассивной черной дыры M87 и распространяющихся вокруг нее, исследователям потребовалось восемь месяцев.

Эйлин Т. Мейер, исследователь из Космического Института в Балтиморе (штат Мэриленд), заявил следующее: «Спиральное движение струй, принимающее форму "улитки", возможно благодаря сильному магнитному полю, которое окружает черную дыру».

«Тем не менее, пока не ясно, в чем причина массивности структуры струй», - добавил Мейер.

Результаты наблюдений помогут исследователям лучше понять процессы, происходящие в сверхмассивных черных дырах, которые, предположительно, скрываются в центре многочисленных крупных галактик.

Исследовательская группа во главе с Мейером намерена изучить еще три струи M87, на основе данных полученных с помощью космического телескопа Хаббл.

Ученые создали биологический «живой и дышащий» суперкомпьютер