18/03/2013

Американские ученые впервые воспроизвели состояние "атомного коллапса"

Ученые из США сообщили о том, что им удалось впервые провести эксперимент, в ходе которого они воспроизвели и наблюдали состояние "атомного коллапса", описанное в трудах Поля Дирака – первопроходца квантовой механики. Согласно сведениям, представленным национальной ядерной лабораторией им. Лоуренса в Беркли (Калифорния), результат кроме теоретического может иметь еще и важное прикладное значение, в частности, "для будущего электронных устройств на основе графена".

"Атомный коллапс представляет собой одну из заветных целей графеновых исследований, а также "священный Грааль" атомной и ядерной физики, - сообщил Майкл Кромми, один из соавторов работы. - Данная работа не только прекрасно подтверждает предсказания фундаментальной релятивистской квантовой механики, которые были сделаны много десятилетий назад, но она чрезвычайно актуальна для наноустройств будущего с концентрацией электрического заряда в областях малых размеров".

В пресс-релизе описывается явление, при котором электрон, находясь под воздействием сверхтяжелого атомного ядра, сходит со своей орбиты, притягиваясь к ядру, а затем, испуская позитрон, отталкивается обратно. Прежде наблюдать это в эксперименте еще никому не удавалось, по словам Кромми, из-за сложности создания, а также сохранения "сверхкрупных ядер". Теперь эти ядра создали искусственно на поверхности графена – уникального наноматериала, который был открыт российскими учеными, получившими в 2010 году Нобелевскую премию по физике.

Отчет об исследовательской работе по "атомному коллапсу" будет опубликован в очередном выпуске журнала "Science".

Квантовая голограмма может хранить информацию

Ученые из лаборатории квантовой оптики Санкт-Петербургского университета, профессор Иван Соколов (Ivan Sokolov) и его аспирант Антон Ветлугин (Anton Vetlugin), развили теоретическую модель квантовой памяти для света, применив концепцию голограммы к квантовой системе. Авторы работы показали, что теоретически возможно по запросу считать заданную порцию квантовых световых сигналов от голографического изображения

Самый короткий лазерный импульс в мире поведает тайны квантовой механики

Ученые, поставившие рекорд длины лазерного импульса надеются с его помощью рассмотреть мельчайшие частицы. Исследовательская команда университета Центральной Флориды создала самый короткий лазерный импульс в мире, предоставив ученым новый инструмент для наблюдения за явлениями квантовой механики, которые до настоящего момента были скрыты от их взгляда.Профессор Женгху Чэнг с кафедры физики возглавлял исследование, в ходе которого был достигнут 67-аттосекундный импульс наиболее короткого ультрафиолетового

Графен – самовосстанавливающийся материал

Группа исследователей из Великобритании во главе с нобелиатом Константином Новоселовым зафиксировала невероятный процесс восстановления графеном — углеродным слоем толщиной в один атом — своей собственной предварительно поврежденной физической структуры. В докладе исследователей, который был представлен американским журналом Nano Letters, говорится о том, что при повреждении пленки графена материал может "самостоятельно" устранить брешь и восстановить полностью нарушенную структуру.