22/01/2013

У красных муравьев обнаружена социальная хромосома

Красные огненные муравьи Solenopsis invicta – самые опасные представители муравьиного семейства. Они имеют мощное жало, а действие их яда похоже на сильный ожог огнем. Колонии этих муравьев могут быть двух типов: с одной королевой или сотнями. Международная группа ученых из Франции, Великобритании, США и Тайваня решила выяснить, на чем основан выбор S. Invicta той или иной стратегии социального поведения. Исследователи просканировали геномы свыше полутысячи красных муравьев, в результате чего нашли у них «социальную» хромосому.

Ученые обнаружили, что социальная организация муравьев зависит от строения всего одной хромосомы, несущей один из двух вариантов «супергена» (группы связанных генов). Такой набор состоит из 600 генов, в комплексе регулирующих взаимоотношения насекомых. Два варианта хромосом отличаются мутациями в разных генах.

Исследователи обозначили хромосомы муравьев буквами B и b. Они отмечают, что эти хромосомы развились так же, как и человеческие X и Y, хотя по структуре сильно от них отличаются. Если рабочие муравьи в колонии являются носителями только хромосомы В, то они примут одну королеву, которая будет иметь хромосомный набор ВВ, а остальных претенденток ждет смерть. Если же у рабочих присутствует хромосома b, то они согласятся принять много королев с набором хромосом Вb.

Ранее ученые обнаружили, что подобные различия в строении хромосомы сказываются на форме крыльев у бабочек и появлении онкозаболеваний у человека. Теперь же впервые был найден «суперген», отвечающий за социальное поведение.

Как муравьи переживают потоп? Они создают плавательное средство.

Ученые выяснили, каким образом муравьям удается избежать массового утопления в тропических лесах. Они цепляются друг за друга, формируя плот из своих тел. Эта выдающаяся стратегия была разработана огненными муравьями из Южной Америки, чьи муравейники регулярно затопляются. Как только вода начинает просачиваться в их домик, муравьи начинают действовать, эвакуируясь и дрейфуя всей колонией в поисках возвышенности. Американским ученым удалось продемонстрировать, как именно муравьям удается это проделывать. Собрав колонии огненных муравьев

Новая Мировая война... насекомых

Аргентинские муравьи захватывают мир - или, по меньшей мере, области с умеренным климатом. Они уже колонизировали прибрежные зоны Средиземноморья, а также захватили некоторые части Южной Африки, Гавайев, Калифорнии и Австралии. Непрошеные гости разрушительно воздействуют на местную экосистему. Они убивают местных муравьев, которые научились сосуществовать с местной растительностью, а также способствуют распространению вредителей, защищая тлю, в обмен на богатые сахаром выделения.

Муравьи вида Nylanderia fulva вредят фауне США