21/01/2013

Следы жизни может таить в себе глина в глубоких кратерах на Марсе

В глубоких кратерах на поверхности Марса находятся следы глин, формирование которых обусловлено только присутствием грунтовых вод — это свидетельствует о возможно существование на Красной планете жидкой воды, а значит, и жизни, даже после того, как испарились ее океаны, сообщается в статье, опубликованной в издании Nature Geoscience.

Считается, что 3,8-3,5 миллиарда лет назад на поверхности Марса в существовали океаны и реки, состоящие из жидкой воды. Для удержания большой и плотной атмосферы масса и размеры Красной планеты очень малы, поэтому вода постепенно исчезла. Во второй половине 2000-х годов зондом MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) было обнаружено множество отложений глины со спрятанными внутри молекулами воды. Это открытие рассматривали как свидетельство в пользу существования на древнем Марсе воды.

Группа астрогеологов во главе с Джозефом Михалски из Института планетологии в Тусоне (штат Аризона) нашли доказательства существования воды на Марсе после исчезновения поверхностных вод, подробно изучив свойства глиняных отложений глины в некоторых кратерах Красной планеты.

Михалски и его коллеги нашли еще в 2010 году первые свидетельства существования запасов подземных вод и возможного существования на древнем Марсе жизни, выполнив анализ данных по химическому составу полученных зондом MRO марсианских пород.

Авторы статьи обратили внимание в новой работе на отложения глины, находящиеся на самом дне глубокого кратера Маклафлин, расположенного в марсианских "тропиках" в северном полушарии планеты. Астрогеологи обратили внимание, что эти глины содержали следы солей железа и магния, судя по данным MRO. Формирование данных веществ без участия молекул воды невозможно, что указывает на "водное" происхождение глин в кратере.

По предположению группы Михалски, марсианские глины могли появиться благодаря большим запасам грунтовых вод, как в приповерхностных, так и в глубинных слоях почвы Красной планеты. Эту гипотезу исследователи проверили, применив климатическую модель, которая описывала состояние почвы планеты во время различных ее геологических эр — относительно влажной и теплой Ноевой эпохи, а также холодных и сухих Гесперийской и Амазонийской эпох, последовавших за ней.

Авторы статьи сделали вывод, что жидкая вода на Марсе могла очень долго существовать при определенных условиях на глубине в 2-5 километров, на протяжении нескольких миллиардов лет, до полного остывания недр Марса. Условия в марсианской почвы, по мнению Михалски и его коллег, были достаточно благоприятными для развития различных бактерий с точки зрения температуры, уровня кислотности и насыщенности микроэлементами.

Руководствуясь этими сведениями, ученые намерены отправить следующий марсоход в один из глубинных кратеров, в котором удар астероида мог открыть части почвы, где когда-то существовала жизнь. Глубина кратера Маклафлина, к примеру, составляет 2 километра, что позволяет изучить следы жизни и воды, которые могут быть скрыты в отложениях глины, а также на его дне.

Начались испытания марсианского зонда Maven