20/01/2013

Животные способны видеть сны

До недавнего времени было принято считать, что жизнь животных представляет собой лишь ряд инстинктов и рефлексов. А способность видеть сны, которая относится к сфере сознания, была признана исключительно человеческой привилегией. Однако ученые смогли доказать не только наличие сновидений у животных, но также их содержание.

Ученые записали мозговую активность крыс, вживив электроды в область мозга грызунов, ответственную за память, настроение и способность к пространственной ориентации. Специалисты наблюдали таким образом за спящими крысами и бегающими по лабиринтам в поисках пищи.

Почти половина данных, полученных у спящих животных, как оказалось, была аналогична тем, которые исследователи зафиксировали во время их бодрствования. Тогда ученые невольно провели аналогию с человеком, переживающим сновидения во время быстрой фазы сна, что сопровождается повышением артериального давления, усилением двигательной активности и учащенным дыханием.

Похожие исследования, выполненные биологами на примере певчих птиц, показали, что полосатые зяблики «проигрывают» во сне арии, исполняемые ими днем. Все эти данные позволяют утверждать, что животные на самом деле видят сны, которые отражают их реальные переживания, и, подобно людям, лучше выполняют все дневные задачи, если «репетируют» их во сне.

українська версія: Тварини здатні бачити сни

Ученым удалось проникнуть в сновидения людей

Способность видеть сны – увлекательный аспект деятельности мозга человека. Тем не менее, то, как образы и чувства, которые мы так живо испытываем, формируются в нашей голове, когда мы видим сны, долгое время оставалось тайной для ученых. Исследовать процесс сновидений человека было невозможно, до того момента, пока ученым из института Макса Планка, в сотрудничестве со своими коллегами из больницы Чарите в Берлине удалось впервые проанализировать деятельность мозга в момент когда человек видит сны.

Содержание снов человека зависит от позы

Характер сновидений человека зависит от позы, в которой он спит ночью. Чаще всего людям снятся кошмары или сны эротического содержания. Специалисты в области сомнологии из Университета Гонкога установили, что позы во время сна определяют его содержание. Свои мысли и предположения ученые решили подтвердить исследованиями. Ряд экспериментов предусматривал участие 670 человек, которые рассказали о том, какие сны им чаще снятся и в каких позах обычно они спят. Оказалось, что ночные кошмары преследуют людей, спящих на животе.

Медицинский сонник расскажет о скрытых заболеваниях

Британские ученые из университета Лафборо считают, что правильное толкование снов может информировать человека о наличии тех ли иных заболеваний. Специалисты составили медицинский сонник, описывающий связь между сновидениями определенного содержания и заболеваниями. Частые кошмары, как выяснилось, тревожат человека при мигренях, патологии сердечно-сосудистой системы, а также при приеме лекарственных препаратов группы бета-адреноблокаторов. Кошмары, как правило, связаны с ухудшением во время сна кровотока в головном мозге, полагают ученые.