12/07/2012

Что происходит с мозгом во время стресса?

Ученые подробно описали, какой молекулярный механизм позволяет головному мозгу «переваривать» негативные эмоции.

Тяжелые травматические воспоминания задерживаются в памяти дольше положенного по причине недостатка динорфинов, являющихся ближайшими родственниками эндорфинов. Как отмечают ученые, тревога и страх необходимы людям, так же как и животным, ведь благодаря этим чувствам индивидуумам удается избегать опасных ситуаций, в которых они были раньше.

Негативные эмоции необходимы для закрепления воспоминаний о стрессе. Со временем эмоции забываются, а память о том, чего надо избегать, остается. Однако порой случается так, что негативные эмоции, связанные с пережитым стрессом, не угасают даже через годы. Такие чувства могут приводить к тяжелым психическим заболеваниям, например, посттравматическому стрессовому расстройству.

По мнению немецких исследователей из Университета Бонна, подобная эмоциональная памятливость связана с недостатком динорфинов. В отличие от родственных им эндорфинов, они не стимулируют чувства и не вызывают эйфорию, а, наоборот, гасят эмоции. Сначала исследователи проверили свое предположение на мышах, у которых выключили ген, ответственный за синтез динорфинов. Оказывается, что животные, лишенные опиоидных пептидов, испытывают намного больший стресс от удара током, чем другие мыши. Следует отметить, что тут речь идет не просто о воспоминаниях о каком-то неприятном ощущении, а о сильном чувстве тревоги, эмоциональном стрессе, в котором бездинорфиновые грызуны «зависали» надолго.

Аналогичная картина наблюдается и у людей. Ученые разделили добровольцев на две группы. У одних участников эксперимента гены, участвующие в синтезе динорфинов, имели повышенную активность, а у других – пониженную. Затем всем испытуемым исследователи показывали картинки с синим или зеленым квадратом. При появлении зеленого квадрата, человек испытывал легкое жжение от лазерного луча. Хотя ожог бы слабым, но стресс все-таки вызывал: это подтверждали результаты МРТ и выделение пота. После нескольких таких ожогов ученые убирали негативный стимул и следили, когда у участников эксперимента пропадет стрессовая реакция на зеленый квадрат.

Полученные результаты подтвердили теорию, что продолжительность стресса зависит от активности динорфиновых генов: чем слабее работают эти гены, тем дольше держится эмоциональное нпряжение или стресс. Исследователи обнаружили, что при пониженном содержании динорфинов наблюдается повышенная активность амигдалы (миндалевидного тела), отвечающей за эмоции, в частности за страх. Зеленый квадрат, сопровождавшийся ожогом, еще долго заставлял амигдалу участников эксперимента бояться.

Следует отметить, что активное участие в процесс забывания негативных эмоций принимает еще одна мозговая зона – вентромедиальная префронтальная кора. При недостатке динорфинов сообщение между этой областью и амигдалой нарушается, в результате чего их работа рассогласовывается, и бесконтрольное миндалевидное тело начинает активно продуцировать страх. Роль динорфинов заключается в сообщении центру эмоций о том, что все ощущения уже приняты и обработаны.

Организм человека самостоятельно регулирует потребление соли

Учёными из США в ходе нового исследования было установлено, что человеческий организм способен определять излишнее количество соли в пище самостоятельно. Слишком соленая еда для человека просто становится чрезвычайно неприятной на вкус. Специалисты объясняют это тем, что в человеческом организме присутствует своеобразная сигнальная система, постоянно предупреждающая об угрожающем здоровью количестве соли, содержащейся в тех или иных продуктах. Американские исследователи обнаружили в организме человека вкусовые каналы, передающие головному мозгу

Недосыпание уничтожает нервные клетки

Современные ученые, проведя ряд несложных исследований, предельно точно установили факт того, что недосыпание инициирует дефицит белка. Профессором Сингридом Визи, примерившим на себе должность руководителя исследовательского проекта, было особо подчеркнуто, что уровень ущерба, наносимого человеку недосыпанием, является невосполнимым. По ходу исследования группа ученых подвергла острому недосыпанию нескольких мышей, которые были подопытными в данной проверке. Вся суть исследования сводилась к тому, что мышам просто не давали

Создано электронное устройство для лечения ожирения

Британские ученые создали уникальный микрочип, который подает обманный сигнал о снижении аппетита мозгу. Разработчики надеются, что устройство станет выгодной и безопасной альтернативой бариатрической хирургии. «Интеллектуальный» микрочип, спроектированный специалистами Имперского колледжа Лондона, способен при внедрении в человеческий организм подавлять аппетит, а также сможет послужить средством для лечения и профилактики ожирения, сообщает информационное агентство ВВС.