07/01/2012

Генетики «научили» трансгенных червей вырабатывать сверхпрочный шелк

Американские биологи, скрестив пауков с шелкопрядами, вывели трансгенных шелкопрядных червей. За счет ДНК пауков новые шелкопрядные черви могут вырабатывать очень прочный шелк.

Ученые заявили, что конечной целью их экспериментов стало добиться сверхпрочности выдаваемого шелкопрядами шелка, нить должна стать такой же прочной как и нить паутины, производимая пауками.

Сейчас, если брать соотношение по весу, то шелк пауков превосходит по прочности даже сталь.

Производить сегодня прочный паутинный шелк оказывается нерентабельно из-за низкой производительности этих насекомых. К тому же склонность к самопоеданию способна значительно уменьшить колонии пауков на организованном производстве. Червей-шелкопрядов разводить гораздо легче, но производимая ими нить не отличается особой прочностью.

Биологи давно пытались скрестить два вида шелкопрядных насекомых, но все полученные до этого трансгенные версии оказывались не совсем удачными. «Результаты» предыдущих скрещиваний, как правило, производили мало паутины.

Биологи из университета в штате Вайоминг под руководством профессора Джона Джарвиса вывели генетически модифицированных червей-шелкопрядов, которые не только производили шелковую нить в больших количествах, но и выдаваемый ими материал был сравним по прочности с нитью шелкопрядных пауков.

Данный шаг уже был оценен другими учеными как большой шаг в развитии коммерческого производства суперпрочного шелкового волокна.

В свое работе ученые доказали, что их трансгенные черви выделяют сложные волокна, в состав которых входит и генный материал пауков, что в целом и улучшило механические свойства нити.

Новое открытие в большей степени станет полезным в области медицины, где натуральные шелковые нити используют в проведении хирургических операции и даже изготовлении протезов. Из натуральных шелковых волокон также производят прочные виды пластмасс, на промышленное производство которых затрачивается сейчас крайне много энергии.

В научном мире стали появляться мнения о возможной экологической угрозе со стороны трансгенных червей. Насекомые, например, могут представлять угрозу для естественных видов своих сородичей. Однако биологи-изобретатели поспешили заверить, что их генномодифицированные черви, обладая генами пауков шелкопрядов, тем не менее не получили никаких эволюционных преимуществ, а поэтому нарушить биологическое равновесие не смогут.

Немецкие ученые впервые заставили регенерировать отрубленные головы червей

Биологам из Германии впервые удалось обнаружить у примитивных беспозвоночных гены, которые участвуют в процессе регенерации потерянной головы, и активировать их в клетках червей-планарий, ранее не обладавших этой способностью, сообщается в статьях, опубликованных в журнале Nature. «Червям Schmidtea mediterranea присущи невероятные регенеративные способности — их можно разрезать на 200 кусочков, и после этого каждый из них превратится в совершенно целую новую особь. Подобная возможность отсутствует у их родственника Dendrocoelum lacteum.

Причину алкоголизма помогут определить черви