30/03/2010

Экзотическое растение захватывает дюны Южной Испании

Открытое более 40 лет назад экзотическое растение родом из Южной Африки Galenia pubescens, мигрировало на береговую полосу Южной Испании и, как оказалось, отлично приспособилось к новым условиям.

Так как влияние этого растения на экосистему пока неизвестно, испанские ученые изучили его влияние на окружающую среду. Они пришли к выводу, что хотя распространенность растения находится на зачаточном этапе, необходим тщательный контроль, иначе серьезных последствий не избежать.

Чтобы выяснить степень опасности, которую представляет это растение и какие береговые зоны находятся в наибольшей опасности, ученые смоделировали последствия его распространения на берегах Андалусии, что на юге Испании.

Результаты были неутешительными: "Galenia pubescens это потенциально опасное растение и должно быть включено в национальный список инвазивных растений", - заявил Хуан Гарсия-де-Ломас (Juan Garcia-de-Lomas), глава исследовательской группы, который работает в Биологическом Департаменте университета Кадиз (Biology Department at the University of Cadiz).

Список инвазивных видов включает виды животных и растений, случайно занесенных человеком в новые для них регионы, где они успешно приживаются, начинают размножаться и захватывать новые территории.

Инвазивные («агрессивные») виды негативно влияют на местную фауну и флору, отчего становятся вредителями и карантинными объектами. Существует некоторая путаница относительно того, являются ли полными синонимами понятия «инвазивные» (от англ. invasive) и «интродуцированные» виды. Случайность заноса и нанесение вреда аборигенным экосистемам отличает инвазивные виды от интродуцированных.
Людей можно считать первым инвазивным видом. WiKi

Команда исследователей, в опубликованной в журнале Acta Oecologica статье, делает вывод о том, что песчаные зоны более уязвимы чем болотистые, поскольку растение лучше развивается и дает больше семян в дюнах.

"Растение оказывает негативное влияние на разнообразие флоры и общее состояние других растений, находящихся на захваченной территории. По сравнению с контрольной территорией (не захваченной), также наблюдаются изменения функционального типа (становится больше сорняков, которые распространены в основном в зонах обитания человека или вдоль путей сообщений) и исчезновение многолетних растений", - рассказал Гарсия-де-Ломас.

Ученый заявил, что данные изменения, означают более долгое время восстановления экосистемы, после устранения galenia pubescens.

Ученые также выяснили что Galenia, густым ковром устилающая поверхность земли, создает "очень сильную тень". Это ограничивает возможность местной флоры прорастать и развиваться, и приводит к изменениям почвы, например, не давая ветру уносить песок и увеличивая влажность.

Угроза биологическому разнообразию

Это экзотическое растение было случайно занесено в разнообразные места по всему миру (Австралия, Израиль и Чили), но в Европе популяция Galenia pubescens сконцентрирована на юге Испании.

Это агрессивное растение представляет большую угрозу для биологического разнообразия. Многие места по всему миру были изолированы тысячи или миллионы лет биогеографическими барьерами. В следствии изоляции, процессов видообразования, естественного отбора и коэволюции, образовалось широкое биологическое разнообразие.

Коэволюция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. WiKi

Но развитие торговли и транспортной системы "расстраивает сложившиеся межвидовые отношения, случайно или намеренно распространяя новые виды за пределами их ареала обитания (и таким образом делая их экзотическими растениями)", - заявили ученые. Некоторые из этих видов, неконтролируемо размножаются на новой территории, причиняя серьезный ущерб окружающей среде. Мы поведаем вам интересные новости из первых уст.

Galenia pubescens
Galenia pubescens стелится густым ковром в прибрежной зоне Андалусии. Карта распространения Galenia pubescens на территории Испании, включая год проведения наблюдений в данной местности. Растение распространено на юге Испании.

Оригинал (на англ. языке): Eurekalert.org