29/09/2020

О чем думают вороны?

В народных сказаниях вороны всегда предстают умными птицами, но то, что представители этого семейства обладают сознанием, способным оценивать реальность, ученые Тюбтнгенского университета доказали лишь недавно.

Ведущий автор проекта по изучению умственных способностей птиц нейробиолог Андревс Нидер убежден, что исследования его команды открывают новый взгляд на эволюцию осведомленности животных и ее нейробиологические ограничения. Мозг птиц устроен иначе, чем мозг приматов. Он имеет гладкую структуру там, где у млекопитающих многослойное строение.

В то же время вороновые обладают когнитивными способностями, аналогичными мыслительным способностям приматов. Загадкой оставалось, могут ли они перейти черту осознанного мышления. В ходе опытов птицам показывали экраны с изображением огней разной интенсивности. Вороны поворотом головы сообщали, видели они сигнал или нет. Датчики, вживленные в мозг, показывали интенсивность его активности.

Когда вороны показывали ответ «да», регистрировалась активность нейронов в период между видением огней и ответом. При ответе «нет» такой активности не наблюдалось. Иными словами, датчики зафиксировали процесс осознанного мышления у птиц.

Результаты исследования 20 тыс. сигналов показали, что нервные клетки птиц отражают субъективный опыт. Это подтверждает, что вороны обладают первичным сознанием, а когнитивные способности могут быть реализованы в мозге, отличном от структуры мозга млекопитающих.

Вороны могут различать причины и следствия

Ранее считалось, что только человеческий разум может определять причинно-следственные связи. Теперь получены доказательства того, что и в животном мире есть виды, способные мыслить как люди. Биологи утверждают, что способностью разделять причины и следствия происходящих событий обладают новокаледонские вороны. Получается, что их не зря считают самыми умными представителями животного мира на Земле. Это открытие удалось сделать в ходе следующего эксперимента.

Вороны используют жесты в общении друг с другом