16/12/2015

Клетка как система шестеренок

Долгое время считалось, что в клетке генные, сигналинговые и метаболические сети "живут" в очень сложном режиме. Однако, в 2007 году А.А. Белостоцкий высказал гипотезу, что эти сети представляют собой системы связанных осцилляторов и режим их функционирования это связанные колебания.

Идея, с одной стороны, имеет аналогии в биофизике, где имеется представление о колебаниях в активных средах, с другой стороны, идея оригинальна, так как генные, сигналинговые и метаболические сети представляются в молекулярной биологии крайне запутанной системой, но никак не системой связанных осцилляторов. Тем не менее, обилие обратных связей и возможность возникновения в таких системах связанных колебаний крайне высока.

Колебания, к тому же, могут быть организованы таким образом, что высокочастотные колебания "укладываются" в низкочастотные. Это система, когда малые шестеренки крутят большую. В качестве большой шестеренки могут быть представлены циркадные (суточные) ритмы и клеточный цикл.

Такой подход делает без сомнения загадочный объект возможным для систематического изучения, ведь здесь находится прямая аналогия с часами. Кстати, как клетка считает время? Возможно, клетка может считать время именно благодаря тому, что она в функциональном смысле состоит из таких вот шестеренок? Можно приводить очевидные аналогии с квантовой механикой и частицами, но шестеренки это более понятная аналогия.

Мозговой имплантат остановит болезнь Паркинсона