25/10/2013

Ученые разгадали тайну "тяжелого кислорода" в юной Солнечной системе

Содержание изотопов кислорода в необычном соотношении в метеоритах, которые сформировались в период зарождения Солнечной системы, ученые объясняют тем, что в то время его "тяжелые" изотопы в равной степени соединялись со многими другими элементами ввиду наличия в протопланетном диске водорода (H). Свои сведения американские ученые из университета Калифорнии в Сан-Диего представили в журнале Science.

"Некоторые изотопы кислорода в метеоритах существенно отличаются от значений, свойственных землеподобным планетам. Принимая во внимание тот факт, что кислород по свой распространенности является третьим элементом, а также ключевым компонентом большинства минералов, нам необходимо знать, с чем связаны эти различия. Это умножит наши знания о возникновении Солнечной системы", — заявил руководитель исследования Субрата Чакраборти.

С этой целью Чакраборти совместно с коллегами воссоздал условия, преобладавшие в древней газопылевой туманности на месте, где теперь находится Солнечная система. Изготовив небольшую "шайбу", состоящую из моноокиси кремния (SiO), ученые поместили ее в герметичный заполненный водородом реактор, после чего испарили минерал с помощью лазера.

Таким способом ученым удалось проследить за процессами, происходившими в протопланетном диске, и дать им на удивление простое химическое объяснение. Испарение шайбы спровоцировало активное соединение молекул SiO в равной степени с атомами двух основных изотопов кислорода (O2) — кислорода-17 и кислорода-18.

Геологи отмечают, что связано это с особыми химическими условиями, в которых эта реакция протекала. В этом процессе главным компонентом стал водород, игравший роль "посредника" между окисью кремния и кислородом. Наличие в реакторе водорода делало определенные различия в массе между изотопами кислорода практически ничего не значащим фактором, что и являлось причиной идентичности их химической активности.

Челябинский метеорит старше Земли

Ученые установили возраст челябинского метеорита, и, как оказалось, болид – ровесник Солнечной системы. К подобному заключению пришли ученые из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН, исследовав обломки космического камня. "Возраст Челябинского метеорита совпадает практически с возрастом Солнечной системы, он равен 4,56 миллиардам лет. Это говорит о том, что в наши руки попал, что называется, "материал творения", - отметил в своем сообщении академик Михаил Маров. Исследования метеоритного вещества, по словам специалиста

Ученые нашли впечатляющую статистику: Солнце составляет почти 99,86% массы Солнечной системы

Ученые обнаружили, что Солнце, звезда в центре нашей Солнечной системы, содержит почти 99,86% общей массы всей системы. Это означает, что все остальные объекты в Солнечной системе - планеты, спутники, астероиды, кометы и т. д. - составляют менее 0,14% от общей массы. Это не первое открытие о массе Солнечной системы, но оно продолжает удивлять ученых. Как сообщают исследователи, Солнце более чем в миллион раз массивнее, чем Земля и более

Плутон может содержать жидкий океан на радиоактивном подогреве

Когда автоматическая космическая станция НАСА "Новые горизонты" достигнет Плутона в 2015 и пришлет на Землю его фото, это позволит астрономам определить, залегает ли океан под его ледяной поверхностью. Это откроет двери для новых возможностей существования воды на других телах солнечной системы. Новое исследование не только показало, что существование такого океана весьма вероятно, но и позволило идентифицировать приметы, по которым можно будет подтвердить его существание.