26/04/2013

"Темные молнии" потенциально опасны для авиарейсов

В 1991 году ученые открыли так называемую «темную молнию». Выяснилось, что если на высоте 5 000 метров, самолет попадает в зону действия такой молнии, все пассажиры и члены экипажа могут получить дозу гамма-излучения, приравниваемую к 10 годам естественного фона.

Темная молния – это поток электронов, двигающихся практически со скоростью света. При взаимодействии с молекулами кислорода, возникают гамма-лучи. Они порождают электроны и позитроны, которые, смешиваясь с воздухом, образуют еще большее количество гамма-лучей.

Научный мир считал, что появление таких молний - довольно редкое явление, происходящее не больше нескольких тысяч раз в год. Однако недавно норвежские ученые пришли к мнению, что темные молнии напрямую связаны с обычными молниями. Исследователи рассматривают такое явление как промежуточную стадию образования грозовых электрических разрядов. Выброс в атмосферу гамма-лучей темных молний приводит к сильнейшему радиоимпульсу, образовывающему светлую молнию, которую можно наблюдать во время грозы.

Все эти выводы были сделаны норвежцами, в результате наблюдения за одним из участков атмосферы. Авторы исследования обнаружили взаимосвязь между темной молнией и радиоимпульсом, зафиксированным в один и тот же момент на довольно удаленном расстоянии от эпицентра грозы.

Новая концепция предполагает, что электрический разряд сначала приводит к гамма-вспышке, затем электроны притянутые таким разрядом, провоцируют радиоимпульс, а это, в свою очередь, вызывает классический электрический разряд. Благодаря этому открытию, норвежцы выдвинули свою гипотезу о том, что процесс образования темных молний происходит гораздо чаще, чем предполагалось ранее. Однако чтобы прийти к окончательным выводам необходимо проводить дополнительные исследования.

Для измерений гамма-излучений пульсаров запустят огромный воздушный шар

Огромный воздушный шар запустить пытаются сотрудники Университета Нью-Гэмпшира. Он сможет измерять гамма-излучение, испускаемое пульсарами Крабовидной туманности. Размеры шара, запуском которого заняты в Колумбийском центре исследований аэростатов, действительно потрясающи. Они равны примерно размерам футбольного поля. Также в задачи шара, который над Землей поднимется на высоту сорока километров, входит помощь в понимании учеными

Механизм иcпускания новой звездой гамма-изучения позволили изучать радиотелескопы

Определить точное местоположение источника гамма-излучения, которое обнаружено вовремя звездного взрыва, именуемого новой звездой, помог радиотелескоп. Наконец, ученые раскрыли возможный механизм эмиссии самой высокоэнергетичной формы электромагнитных волн, над которым работали с первого момента наблюдений, т.е. с 2012 года. В тот год, к всеобщему удивлению гамма-излучения были зафиксированы телескопом

Спутник NASA Swift продолжает раскрывать тайны гамма-вспышек

На ежегодном съезде Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) в Бостоне недавно изучали новые данные, полученные со спутника Swift (NASA), а также результаты работы глобальной сети наземных телескопов. Полученные данные помогут раскрыть волнующие ученые умы тайны, связанные с мало изученными гамма-вспышками, возникающими время от времени в глубинах космоса.