14/05/2012

Китайские физики телепортировали фотоны на расстояние в 100 км

Мы привыкли ассоциировать телепортацию с научной фантастикой, тогда как на самом деле - это уже давно не выдумка. Два года назад китайские физики побили рекорд по дальности квантовой телепортации, телепортировав фотоны на расстояние более 16 км. Новое достижение той же команды вновь бьет рекорды дальности, переместив фотоны на 97 километров.

Квантовая телепортация выглядит не совсем так, как это представлено в "Звездном пути". При телепортации фотона, перемещается не сам фотон, а информация, описывающая его. Это достигается посредством квантовой запутанности. По сути, второй фотон становится таким же как первый, превращаясь в идентичный кубит информации. При этом  сама информация не передается, а вместо этого идет передача квантового состояния.

Если это звучит странно и пугающе, то вы не одиноки. Даже Альберт Эйнштейн называл процесс квантовой запутанности "пугающим действием на расстоянии".

Способность телепортировать информацию позволяет создать систему всемирной связи, которую невозможно прослушать. Поскольку в случае с квантовой телепортацией, информация не проходит никаких промежуточных расстояний, то, соответственно, исчезает возможность перехвата. Как заметили в издании Technology Review, "ясно, что их цель заключается в создании спутниковой системы квантовой криптографии, которая обеспечит ультрабезопасное информационное сообщение по всему миру".

Сложность данного процесса заключается в том, что запутанные фотоны - весьма хрупкие объекты. Они не могут быть переправлены посредством оптического кабеля на расстояние превышающее километр, поскольку фотоны взаимодействуют со стеклом, разрушая запутанность. Это значительно ограничивает применимость квантовой криптографии на практике.

Поэтому китайские физики, в данном случае, использовали другой способ телепортации фотонов - через атмосферу.

Оригинал (на англ. языке): Technologyreview.com