30/01/2012

Впервые обнаружена квантовая вибрация в крупном объекте

Ничто в нашем мире не находится в состоянии абсолютного покоя. Даже при абсолютном нуле, когда термальные колебания материи заморожены, частички продолжают квантово вибрировать. Это тонкое дрожание было обнаружено в маленьком кремниевом бруске, который стал первым твердым объектом, продемонстрировавшем квантовые колебания.

Этот феномен, названный нулевыми колебаниями, является следствием принципа неопределенности Гейзенберга, который гласит, что чем больше известно о местоположении частицы в данный момент времени, тем меньше известно о скорости и направлении ее движения, и наоборот. До сегодняшнего дня, нулевая энергия наблюдалась напрямую в единичных атомах или в небольшом количестве частиц.

В новом эксперименте применялся кремниевый брусок, размером 12 микрометров в длину и менее микрометра в ширину. Оскар Пейнтер из Калифорнийского технологического института в Пасадене совместно с коллегами, охладил брусок практически до абсолютного нуля, после чего использовал лазер, чтобы обнаружить признаки его движения.

Некоторые фотоны этого лазера получили сдвиг энергии после того, как соприкоснулись с вибрирующим бруском. Обыкновенные термические колебания способны как увеличивать, так и уменьшать энергию фотона, но все обстоит иначе в случае с квантовыми колебаниями. Поскольку это наименьшее из возможных энергетических состояний, оно способно только поглощать энергию. Группа Пейнтера обнаружила, что отраженный свет находился на более низком энергетическом уровне, что является явным признаком квантовых колебаний.

Данная работа стала первой, в которой удалось продемонстрировать очень странное поведение нулевых флуктуаций. А именно: в этом состоянии, вещество способно только поглощать энергию. В классических системах, вероятность поглощения и испускания энергии одинакова.

Один из участников группы прокомментировал: "Мы продемонстрировали причину, по которой макроскопические (миллиарды атомов) объекты не могут быть охлаждены до абсолютного нуля. На каком-то этапе вы упираетесь в предел, дальше которого вещество способно исключительно на поглощение энергии и не способно отдавать ее. И если оно только поглощает энергию, то это делает невозможным его дальнейшее охлаждение. В этом и заключается феномен квантового колебания. Подобные эксперименты проводились и раньше, но в масштабах нескольких атомов: ничего достаточно крупного, видимого в микроскоп (в отличие от нашего эксперимента)".

Оригинал (на англ. языке): Newscientist

Паук является вторым существом самым чувствительным к вибрации

Австрийские ученые в ходе нового исследования подтвердили факт того, что пауки являются чрезвычайно чувствительными существами к вибрации, определив, что они занимают второе место в списке живых организмов сверх чувствительных к вибрации после тараканов. Давно известно, что пауки всех видов очень восприимчивы к вибрационному стимулированию, поскольку вибрация, создаваемая в их паутине или в листве, предупреждает их о присутствии неподалеку потенциальной жертвы.

Вселенная является голограммой

Новые исследования могут примерить две устойчивые проблемы современной науки: очевидные несоответствия между моделями вселенной, которые выдвигает квантовая физика и теория гравитации Эйнштейна. Эти выводы — результат длительных исследований Йошифуми Хиякутаке из университета Ибараки в Японии, проводившего гипотетические расчеты энергий черных дыр в различных частях Вселенной.

Квантовая механика стала видна невооруженным глазом

Команда из Кембриджа создала полупроводниковый чип, который переводит электроны в квантовое состояние, излучающее свет, и достаточно велик, чтобы увидеть все невооруженным глазом. При наведении лазерных лучей на это устройство, образуется квантовая сверхтекучая жидкость, что позволит перевести это исследование в практическую плоскость и создать на его основе сверхчувствительные датчики. Исследование было опубликовано сегодня в Nature Physics.