11/12/2011

Как выглядели самые древние матрасы?

Самые древние в мире матрасы (матрацы) – подстилки, сделанные из вечнозеленых растений инсектицидов, которым почти 77000 лет, были обнаружены археологами в одной из южноафриканских пещер. Использование лекарственных растений наряду с другими артефактами, найденными в пещере, показывают, насколько предприимчивыми и творческими были древние люди, как отметили исследователи.

Международная группа археологов обнаружила в пещере Сибуду, в Южной Африке в 3-метровой толще осадков кипу древних "тюфяков", которые состоят из примерно 15 слоев плотно сложенных стеблей и листьев осоки, камышей и травы. Толщина такой подстилки была около одного сантиметра, а площадь – от одного до трех квадратных метров. "Жители пещер, по-видимому, собирали осоку и камыш, растущие вдоль реки Тонгати, расположенной немного ниже обитаемой ими местности и застилали растениями пол крова", сказал исследователь Лин Вадли (Lyn Wadley), археолог из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, Южная Африка.

Древние матрасы приблизительно на 50000 лет старше, чем образцы пастелей сделанных из растений, найденных ранее учеными. Анализ слоев "тюфяков" показал, показал, что они были сделаны около 40000 лет назад. "Степень сохранности материала обнаруженного в Сибуду действительно исключительна", отметил исследователь Кристофер Миллер (Christopher Miller), геоархеолог из Университета Тюбингена в Германии. Многие остатки растений принадлежат виду Cryptocarya, вечнозеленому растению, которое широко используется в традиционной медицине. Матрасы по большей части были сделаны из веток речной дикой айвы (Cryptocarya woodii), аромат измельченных листьев которой отпугивает насекомых.

"Выбор именно этих листьев для конструкции "тюфяков" указывает на то, что древние жители Сибуду хорошо знали растения, окружающие пещеру и были осведомлены об их лекарственных свойствах. Лечебные травы и инсектициды возрастом в 77000 лет значительно расширяют понимание исследователей того, как действовал и мыслил древний человек", сказал Вадли.

Микроскопический анализ древнего матраса показал, что жители многократно обновляли их. Начиная около 73000 лет тому назад, жители этой местности, очевидно, также регулярно сжигали свои постели, "возможно, в качестве способа избавления от вредителей", как сообщил Вадли. Эти подстилки были предназначены не только для сна, поскольку конструкция их поверхности была сделана таким образом, чтобы она была пригодной и комфортабельной для жизни и работы, как добавил Вадли.

Примерно 58000 лет тому назад, древние жители начали намного чаще менять свои подстилки. Помимо этого они стали регулярно рассыпать по полу пещеры золу и пепел перед сборкой нового матраса. Ученые предполагают, что большое количество слоев связано с началом пика рождаемости среднего каменного века, в виду чего пещера Сибуду всегда практически была заселена. Около 50000 лет тому назад, современные люди начали расселяться по планете из Африки, в конечном счете, вытеснив несуществующих сегодня неандертальцев.

Древние матрасы приблизительно принадлежат тому же периоду, что и проткнутые маленькие раковины, являвшиеся древними бусами, заостренные кости, которые использовались на охоте, прообразы лука и острых стрел, капканов для животных, а также первые рукоятки из глины орудий труда.

"Эти открытия показывают творческую силу и разнообразные формы поведения древних людей", отметил Миллер в своем сообщении агентству LiveScience. Исследователи Вадли и Миллер вместе со своими коллегами описали подробно сведения в декабрьском выпуске журнала Science.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience