15/07/2011

Почвенные микробы ускоряют процесс глобального потепления

Большое количество углекислого газа в атмосфере способствует тому, что почва начинает выделять парниковые газы метана окиси азота, как показало новое исследование, опубликованное на этой неделе в издании "Nature". "Эта обратная связь в изменении атмосферы означает, что природа не так уж эффективна в процессе снижения глобального потепления, как мы прежде подумали" – сообщил доктор Кис Джэн ван Грониген (Kees Jan Groenigen), исследователь из отдела Ботаники в Школе Естественных Наук, Тринити-колледжа в Дублине и главный автора анализа.

Ван Грониген вместе с коллегами из Университета Северной Аризоны и Университета Флориды, собрал все исследования, опубликованные до настоящего времени, проведенные по большей части в лесах, травяных угодьях, болотах и сельскохозяйственных областях, включая рисовые поля, таких областей, как Северная Америка, Европа и Азия. Общей целью во всех экспериментах было исследование того, как превышенное содержание углекислого газа в атмосфере влияет на впитывание или выделение газа метана и окиси азота почвой.

Научно-исследовательская группа использовала статистический метод, названный мета-анализ или количественный синтез данных, мощное средство для обнаружения общих примеров в море противоречивых результатов. "До сих пор, не было никакой согласованности в этом вопросе, поскольку результаты изменялись в каждом последующем анализе" – объяснил профессор Крайг Осенберг (Craig Osenberg) из Университета Флориды и соавтор  анализа.

"Тем не менее, два прочных примера возникли перед нами, когда мы проанализировали все данные: во-первых, чем больше CO2 в атмосфере, тем больше эмиссий окиси азота, выделяемых почвой во всех экосистемах, и, во-вторых, на рисовых полях и болотах содержание CO2 сверх нормы способствовало выделению большего количества метана". Болота и рисовые поля – два главных источника эмиссий метана в атмосферу.

Виновниками таких происшествий являются специальные микроскопические организмы, живущие в почве, которые дышат нитратами химических веществ и углекислым газом, подобно тому, как люди дышат кислородом. Микробы также производят метан, парниковый газ, который в 25 раз более мощный, чем углекислый газ, и окись азота, которая мощнее в 300 раз, чем углекислый газ.

Их способность жить в среде лишенной кислорода является одной из причин, процветания микроорганизмов, когда в атмосфере повышается концентрация углекислого газа. Ван Грониген объяснил следующее: "Слишком высокая концентрация CO2 в воздухе уменьшает использование воды растениями, делая почвы более влажными, и, следовательно, препятствуя поступлению кислорода в почву, но благоприятствуя тем самым размножению этих микроорганизмов".

Другой причиной повышенной активности этих микроорганизмов является то, что повышенное содержание CO2 заставляет растения расти быстрее, а дополнительный рост, растений в свою очередь, обеспечивает почвенных микроорганизмов дополнительной энергией, увеличивая их метаболизм. Так, дополнительный рост растений – один из основных способов позволяющих экосистемам замедлять процесс изменения климата. Эта новая работа показывает, что выделения углерода даже немного сверх нормы обеспечивает энергию микроорганизмам, чьи побочные продукты, окись азота и метан, попадают в атмосферу и противодействуют охлаждающим эффектам.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар