18/05/2011

Айсберги снабжают океан жизненно важными элементами

Как известно, реки приносят с собой в океаны важные питательные вещества, но ведь никакие реки не льются из ледяного континента Антарктики в Южный Океан, который окружает его. Но теперь ученые говорят, что они обнаружили ледяную альтернативу рекам, осуществляющих питательную функцию, принося полезные вещества – это множество айсбергов.

Эту область исследования они назвали "Аллеей Айсбергов", где 90 процентов айсбергов, которые отламываются от ледяных выступов континента, скапливаются на востоке Антарктического Полуострова в море Уэдделла. После трех экспедиций в Аллею Айсбергов, научно-исследовательская группа обнаружила, что айсберги, тая, постепенно выделяют железо, питательное вещество необходимое для жизни. Так, во время их таяния повышается жизнь растений, находящихся в воде вокруг них.

"Ледники в Антарктике, которым приблизительно десятки тысяч лет, медленно перемещаются по направлению к океану годами, собирая на себе пыль принесенную ветрами. Двигаясь, они также перемалывают скалы, попадающиеся на их пути" – сказал Кен Смит (Ken Smith), биолог океанограф научно-исследовательского института бассейна Монтерей (MBARI), который руководил экспедицией.

Принесенные вместе со льдом, пыль и мелкие осколки скал, становятся источниками железа для изголодавшегося по железу Южного Океана. В результате, ледники, тая, удобряют океан, увеличивая развитие небольших растений, называемых фитопланктонами, дрейфующих вокруг айсберга. Этот процесс удобрения влияет на то, сколько углерода, включая парниковый углекислый газ, присутствует в нашей атмосфере по сравнению с другими местами, как например, дно моря.

Спутниковые изображения показали увеличение хлорофилла, зеленого пигмента в растениях, окружающих айсберг, согласно сведениям Смита. Как часть фотосинтеза, эти небольшие растения поглощают углекислый газ из воздуха, чтобы вырабатывать сахара (их пищу), и, в конечном счете, немного углерода – в виде отмерших растений, животных или фекального материала – падает на дно океана. Смит и его научно-исследовательская группа наблюдали за тем, как айсберги и их деятельность по удобрению океана железом влияла на этот процесс.

Для того чтобы сделать наблюдения возможными, инженеры MBARI под руководством Элана Шермэн (Alana Sherman), разработали инструмент для отбора проб и образцов и назвали его силок для осадков Лагранжиан, чтобы исследовать области вокруг айсбергов и под ними. Во время своего путешествия, силок для осадков, который состоял из четырех конусов, подключенных к чашке для взятия пробы, собирал материал, падающий на самое дно моря.

Исследователи обнаружили, что содержание углерода было в два раза больше в воде океана, омывавшей айсберг по сравнению с водами открытого океана. Айсберги могут иметь "эффект ореола", который повышает биологическую деятельность, разворачивающуюся в нескольких километрах вокруг них.

Глобальное потепление, вызванное выделением таких парниковых газов, как например, углекислый газ, человеком, является причиной спада льдов Антарктики. Чем больше льдин отламывается от ледяных выступов континента, тем больше айсбергов. Если эффект удобрения айсбергов косвенно ответственен за передачу большего количества углерода на дно океана, он мог бы уменьшать атмосферную концентрацию углекислого газа.

Смит надеется исследовать этот факт в течение будущих экспедиций. Текущее исследование появилось как серия статей опубликованных в специальном выпуске журнала "Deep Sea Research", часть 2: Тематические Исследования в Океанографии.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар