10/04/2011

Пчелы запирают соты для защиты от пестицидов

Пчелы принимают экстренные меры, демонстрируя экстраординарный пример быстрой адаптации природы к разрушающей деятельности человека, сообщил именитый эксперт в области пчел.

Ученые обнаружили многочисленные примеры нового феномена, когда пчелы 'запирают' соты наполненные пыльцой, чтобы больше не использовать их, защищая остальной улей от их содержимого. Оказалось, что в запечатанных сотах чрезвычайно высок уровень содержания пестицидов и других потенциально опасных химикатов.

"Это новое открытие стало для нас полной неожиданностью. Выяснилось, что пчелы не только могут определять наличие пестицидов, но и изолируют зараженные запасы. Они определяют, что с пыльцой что-то не так и инкапсулируют ее", - сказал Джефф Петтис, энтомолог из министерства сельского хозяйства США.

Проблема снижения популяции пчел приобретает все большую актуальность в последние годы. Феномен исчезновения пчелиных колоний получил название "синдром разрушения колоний".

Ученые предупреждают, что потеря опылителей, может причинить серьезный вред сельскому хозяйству.

Петтис рассказал, что пестициды едва ли являются самой большой угрозой для пчел: "Пестициды играют роль, но далеко не самую главную". Некоторые новые пестициды не оказывают такого разрушающего влияния на пчел: многие годы, пчел невозможно было обнаружить на хлопковых плантациях из-за того, что на них широко применялись различные химикаты, но в последние пять лет пчелы стали возвращаться  туда, благодаря использованию нового поколения химикатов, так называемых системных пестицидов.

В ходе исследований, выяснилось, что пчелы в областях с развитым сельским хозяйством страдают от недостатка питательных веществ, что являлось причиной возникновения других проблем, таких как заражение паразитами. "Здесь имеет место сочетание нескольких факторов и нам необходимо изучить их взаимодействие более детально", - сказал он.

Такое поведение пчел было впервые описано в довольно туманной научной статье от 2009 года. С тех пор, ученые все чаще обнаруживают данный феномен, который заканчивается полным вымиранием колонии.

Пчелы собирают с растений липкую субстанцию, известную под названием прополис, которая обладает антибактериальным и противогрибковым эффектом. Она используется для полировки сот и для изоляции нежелательных или опасных субстанций - к примеру, часто можно обнаружить в улье покрытую прополисом умершую мышь. Именно эту субстанцию пчелы используют для закрытия сот.

Пчелы, которые запечатывают соты с пыльцой - это домашние работники. Они отличаются от собирателей пыльцы с растений. Похоже, что собиратели не в состоянии определить наличие вредных веществ в пыльце. По мере хранения, с пыльцой происходят определенные изменения в результате деятельности микроорганизмов. В случае отсутствия этих изменений из-за наличия пестицидов, включается механизм запечатывания.

По материалам greenrussia.ru: Пчеловодство на даче

В Торонто обнаружен новый вид пчел

Однажды утром, по дороге в лабораторию, студент докторантуры Йоркского Университета, который недавно закончил исследование 84 видов потовых пчел в Канаде обнаружил новый вид пчел. Девятнадцать представителей этого вида, включая тех, что Джейзон Гибз, обнаружил в деловом центре города Торонто

Почему продолжают исчезать пчелы?

В последние годы ученые стали наблюдать загадочное массовое исчезновение пчел из ульев по всему миру. Группа американских исследователей под руководством профессора Алекса Лю попыталась выяснить причину необъяснимой пчелиной пандемии. Ученые утверждают, что имидаклоприд – пестицид, широко используемый в сельском хозяйстве, является всему виной. Специалисты заявляют, что обладают убедительными подтверждениями связи между применением химического вещества и непонятным до настоящего времени стремительным исчезновением пчел.

Внимание земледельцам: частые контакты с пестицидами могут привести к сумасшествию