15/07/2013

Глобальное потепление вернет на Землю динозавров

Новая теория, связывающая климатические условия юрского периода с процветанием гигантских рептилий, заставила многих ученых заговорить о возможном возвращении эры динозавров. Глобальное потепление, по мнению исследователей, может привести к появлению совершенно новых видов, а также значительному увеличению размеров тела рептилий, обитающих сегодня на Земле – крокодилов, ящериц и черепах.

"Гигантизм, отмеченный у растительноядных ящериц, говорит о значительном увеличении их размеров в теплом террариуме", - цитирует сообщение Патрисии Хиллард из Калифорнийского университета издание Daily Mail. Гигантизм, как отмечает эксперт, выглядит впечатляюще даже на примере всего одного поколения, если же говорить о десятках и сотнях поколений, в этом случае размеры тела животных могут стать больше в шесть раз.

Если не остановить глобальное потепление, нашу планету ожидает новое нашествие рептилий гигантских размеров, сообщается в результатах исследований, проведенных учеными из университетов Калифорнии и Небраски. Размер тела рептилий зависит от характеристик климата и вовсе не связан с наличием хищников либо их отсутствием, как прежде считалось, предполагают авторы работы

Результаты исследования основаны на изучении ящерицы вида Barbaturex morrisoni, "Бородатый Моррисон", названной в честь Джима Моррисона – фронтмена группы Doors. Эта ящерица кроме своих гигантских размеров тела от современных видов ничем не отличается. Длина рептилии, жившей 40 млн лет назад, в палеогеновый период, достигала 2 м.

Бурный расцвет млекопитающих, в том числе и опасных хищников, не препятствовал существованию этой ящерицы. Однако период палеогена характеризовался более теплым климатом, и у холоднокровных рептилий не было необходимости получать из пищи большое количество энергии для нормального функционирования гигантского тела.

Исследователь Джейсон Хэд из университета Небраски отметил, что в среде обитания, где преобладает теплый климат, млекопитающие утрачивают свое преимущество перед рептилиями, поскольку способность к регулированию температуры тела не так уж важна. Кроме того, холоднокровным животным нужно меньше пищи, что увеличивает их шансы на выживание в суровых условиях жаркого климата.

Появлению новых динозавров способствовали скалистые горы

Незадолго до вымирания североамериканских динозавров в их судьбе сыграла важную роль географическая изоляция. Палеонтологи выяснили, всплеску разновидностей североамериканских динозавров мелового периода в Северной Америке способствовало образование Скалистых гор. Динозавры вымерли в эпоху палеогена и мелового периода, около 65-ти млн. лет назад. На момент вымирания, который пришелся на самый последний момент мелового периода (маастрихтский ярус), в Северной Америке упало видовое разнообразие динозавров.

Обнаружены сотни окаменелостей яиц динозавров