18/03/2013

Скорость сверхмассивной черной дыры равна скорости света

Считается, что громадными черными дырами являются только мощные и тяжелые объекты с массой, достигающей миллионы и даже миллиарды солнечных масс, которые обнаруживаются исследователями в центрах многих галактик.

Окруженные плотными дисками, состоящими из газа и пыли, сверхмассивные черные дыры активно притягивают к себе материю. Вещество, "упавшее" внутрь этой воронки, раскаляется, излучая активно волны в разных диапазонах, даже самых жестких. Телескопы XMM-Newton и NuSTAR наблюдали в центре галактики сверхмассивную черную дыру NGC 1365 именно на таких — рентгеновских — волнах.

Во Вселенной черные дыры, как отмечают исследователи, являются самыми простыми объектами: их можно полностью описать, обозначив три основные характеристики: масса, заряд и скорость вращения. Однако сверхмассивные черные дыры продолжают оставаться большой загадкой, так как специалисты пока толком даже не знают, откуда они берутся и почему располагаются именно в центрах галактик.

Между тем, установить скорость вращения дыр можно с помощью наблюдений за рентгеновским излучением возбужденных ионов железа, находящихся в аккреционном диске, который вращается вокруг дыры. Ранее довести до уверенного результата такие сложные измерения не удавалось, поэтому работа, выполненная с помощью XMM-Newton и NuSTAR, стала первой.

Результаты наблюдений показали умопомрачительную величину угловойскорости сверхмассивной черной дыры в NGC 1365. Она достигает 84% от максимально возможной, от скорости света. Так, скорость с приставкой "сверх" соответствует сверхмассивной черной дыре.

Самая большая черная дыра: монстр размером в 21 миллиардов Солнц