15/01/2013

Сойки способны чувствовать намерения других

В последнее время все чаще появляются данные, доказывающие, что моделировать психическое состояние окружающих способны не только люди, но и многие животные, например, собаки, шимпанзе, а теперь еще и врановые. То, что последние тоже способны чувствовать намерения других, доказали сойки. Эксперименты с этими птицами показали, что они перепрятывают пищу, когда видят, что за ними следит сойка-конкурент или подозревают, что их могли заметить или подслушать.

Однако с этой теорией не согласились специалисты из Гронингенского университета. По их мнению, птица суетится и перекладывает запасы вовсе не оттого, что разгадала воровские замыслы соек-конкурентов, а просто из-за стресса. Эксперименты с виртуальной моделью соек подтвердили их предположение.

«Стрессовая» версия в свою очередь не устроила кембриджских ученых, и они решили ее перепроверить, но с участием живых птиц. Они воспроизвели эксперимент, в котором сойка прятала пищу в специальных ящичках. Если за ее манипуляциями наблюдала другая птица, то сойка часто перекладывала свои запасы в другие тайники. Проблема заключалась в том, чтобы проверить, может ли присутствие рядом потенциального вора стать причиной стресса. Чтобы это понять, зоологи провели похожий опыт, но только без явного конкурента за еду.

Сначала исследователи показали сойкам ящички-тайники, но не дали орехов. Потом птицам предоставили орехи и новые тайники, но после того, как смышленные птицы спрятали угощение, тайники обокрали. После этого сойкам вновь дали угощение и три комплекта тайников: новые, которые птица еще не видела, старые, которые ей показывали в самом начале эксперимента, и старые, которые были обворованы.

Оказалось, что факт воровства на поведение соек никак не повлиял. Они одинаково перепрятывали лакомство между новыми тайниками и старыми, независимо от того, подверглись они нашествию воров или нет. Ученые считают, что если бы стресс оказывал влияние на поведение соек, то после кражи они бы больше нервничали и активнее перепрятывали угощения. При этом авторы работы отмечают, что сойки обладают хорошей памятью, так что они прекрасно помнили, в каких тайниках прятали орехи до кражи.

Таким образом, ученые доказали, что птицы обеспокоены не самим фактом воровства, а нечестными намерениями другой особи, поэтому орехи они перепрятывают вовсе не из-за стресса, а потому что предугадывают мысли соперников.

Древний ретровирус склонил людей к употреблению наркотиков

Ученые из Греции и Великобритании пришли к следующим заключениям. Древнейший эндогенный ретровирус типа K, который присутствует в человеческом геноме более двухста пятидесяти лет, может вызывать зависимость к употреблению наркотических веществ. На страницах издания Proceedings of the National Academy of Sciences опубликованы результаты исследования

Оказывается, зеваки - чуткие и сознательные люди!

Психологи утверждают, что феномен "заразной зевоты" сильнее всего проявляется среди людей эмоциональных, чутких и более развитых в плане социальной сознательности.

NASA обнаружило на Солнце гигантскую корональную дыру