10/07/2012

Биологи перекрасили желтых стрекоз в красный цвет

Окраска стрекоз обусловлена химическим балансом внутри пигментных клеток расположенных на брюшке насекомых. Под воздействием окислителей эти клетки приобретают желтый цвет, а при наличии восстановителей, становятся красными. Этим воспользовались японские ученые, открывшие данный эффект, и "перекрасили" желтых молодых стрекоз в красный цвет, характерный для взрослых особей. Новые сведения были описаны в статье, опубликованной в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа японских биологов во главе с Ре Футахаси из Национального института передовой промышленной науки и технологий (AIST) извлекла пигменты из брюшка нескольких стрекоз ярко-красного цвета вида Crocothemis servilia, Sympetrum darwinianum и Sympetrum frequens и подробно изучила их.

По словам ученых, эти виды стрекоз окраску используют как сигнал половой зрелости. Футахаси с коллегами сравнили химический состав всех красителей, находящихся в пигментных клетках молодых и взрослых самцов, попытаясь найти механизм, который влияет на смену цвета.

Выяснилось, что половозрелые самцы и самцы не готовые к спариванию использовали одинаковый пигмент - ксантомматин - в клетках красного и желтого цвета. Специалисты установили, что цвет этого вещества связан с химическим балансом среды молекулы красителя.

Так, под воздействием сильных окислителей - вособенности, нитрита натрия - красный ксантомматин становится желтым, а добавление восстановителя - аскорбиновой кислоты - возвращает первоначальный красный цвет.

Исследователи проверили свои выводы в экспериментах с живыми стрекозами, вводя небольшие дозы аскорбиновой кислоты в организм молодых самцов и взрослых самок через брюшко. Спустя несколько часов все стрекозы стали ярко-красного цвета, что подтвердило данные химического анализа.

Далее ученые попытались выполнить аналогичный прием с взрослыми особями, попытавшись перекрасить их в желтый цвет с помощью нитрита натрия. Биологов удивило то, что окислитель лишь частично повлиял на изменение цвета - взрослые стрекозы приобрели красно-желтую окраску. Но, кроме того, насекомые не вынесли инъекции сильного химического вещества и погибли от повреждения клеток в скором времени.

Молодая кровь полностью изменяет возрастные мозговые ухудшения у пожилых