28/06/2012

Ученые усомнились в признаке холоднокровности динозавров

Темные характерные круги в костной ткани – то есть линии приостановленного роста - оказались совершенно не признаком хладнокровности динозавров, как ранее считалось, а характерной общей чертой в структуре костей всех крупных ящеров, а также некоторых млекопитающих, заявляют ученые.

С момента открытия самых первых ископаемых останков в 19 в. динозавры считались рептилиями холоднокровными, для чьего  нормального существования необходимы были дневные высокие температуры, которые животному не давали бы за ночь "остыть". Новые открытия 20 столетия поставили под сомнение эту теорию - ученые нашли останки динозавров, живших в приполярных широтах, темпы роста костей большей части видов травоядных крупных ящеров-зауроподов гипотезе об их холоднокровности не соответствовали.

Группа палеонтологов с руководителем Мейке Келлер, Автономный университет Барселоны, под сомнение поставила один из основных аргументов в пользу хладнокровности некоторых древних рептилий - темные характерные кольца в костях динозавров, которые встречаются крайне редко в останках млекопитающих.

Как исследователи объясняют, темные части костной ткани свидетельствуют о периоде замедленного роста организма, а также понижения скорости обмена веществ. Ученые считают, что большое количество кругов в останках динозавров указывает именно на их холоднокровность - древние рептилии регулировать температуру своего тела не могли во время похолоданий или зимы,  поэтому рост их костей замедлялся периодически. Это согласовалось хорошо с тем, что годичные аналогичные слои обнаружены были в костях иных холоднокровных существ – амфибий, рыб,  пресмыкающихся.

Келлер с коллегами усомнились в справедливости этой гипотезы и, сравнив структуру костей современных жвачных животных и динозавров, проверили ее. Палеонтологи для этого собрали образцы костей 41 вида жвачных животных, которые проживают в тропических и экваториальных частях Африки, а кроме того в регионах Европы с арктическим и умеренным климатом.

Оказалось, что эти линии приостановленного роста также встречались в костях почти всех изученных жвачных млекопитающих - от карликовой антилопы в 3,2 килограмма массой и до западной гигантской канны (африканской антилопы) в 900 килограмм массой. Больше того, годичные кольца в их костях встречались во всех климатических зонах с одинаковой вероятностью.

По словам исследователей, появление их связано с некоторыми неблагоприятными условиями среды в периоды, когда формировался тот либо иной слой кости. В большей части случаев ими оказывались внеочередные или сезонные засухи, понижавшие пищевую ценность растительности - главного источника энергии именно для жвачных животных. Организм любого животного приспосабливается к сокращению объемов доступных ресурсов и при этом приостанавливает рост, вследствие чего и возникает в костной ткани темное кольцо.

Как полагают Келлер с ее коллегами, их открытие опровергает полностью возможность использования линии приостановленного роста, как главного аргумента в пользу гипотез о холоднокровности древних рептилий.

Восстановить кости поможет полный отказ от алкоголя