28/06/2012

Австралопитеки седиба питались листьями, корой, фруктами

Австралопитек седиба, переходное предположительное звено между древними приматами и предками людей, обладал уникальной диетой: питался он листьями деревьев и лесными фруктами во время периодов изобилия, а также переходил на жесткие побеги и кору при недостатке пищи, заявляют палеонтологи.

Группа палеонтологов с руководителем Ли Бергера, университет Витватерсранд, город Йоханнесбург (ЮАР), в 2010 г. обнаружила впервые останки австралопитека седиба в северной части ЮАР в пещере Малапа. В 2011 г. первооткрыватели скелета анализировали его структуру и при этом обнаружили множество признаков, которые сближают данный вид древних людей и самых ранних представителей Homo.

Бергер с коллегами в  новом исследовании попытались прочесть диету древних приматов, при этом изучив структуру и химический состав нескольких зубов, которые сохранились в черепах австралопитека седиба.

Сначала авторы данного исследования проверили, питались ли австралопитеки травянистой или древесной пищей, проанализировав при помощи лазера соотношение в эмали зубов изотопов углерода.

Деревья и травянистые растения в тропиках поглощают углекислый газ по разному, в котором вместо "обычного" изотопа углерода-12 находится  "тяжелый" углерод-13. В основном, деревья перерабатывают хуже такие "тяжелые" молекулы, а это выражается в сравнительно меньшем содержании в клетках растений углерода-13.

Травянистые растения применяют наиболее эффективный механизм фотосинтеза, который позволяет им в том числе перерабатывать и захватывать "тяжелый" углекислый газ. Таким образом, относительное содержание углерода-13 подскажет ученым, растения какого рода преобладали на данном, исследуемом участке почвы.

Бергер с коллегами вычислили соотношение в зубах изотопов углерода двух обнаруженных ранее черепов австралопитека седиба. Доля в зубной эмали углерода-13 оказалась чрезвычайно низкой – что  говорит об исключительно "древесной" диете этих древних протолюдей.

Выяснив общую диету этих австралопитеков седиба, ученые постарались определить составляющие ее по царапинам на зубах, а также по свойствам фитолитов – то есть частиц кремния непосредственно из клеток растений, которые застряли в зубном камне.

Как исследователи отмечают, размеры, форма, другие свойства фитолитов для клеток различных представителей земной флоры различаются. Это дает возможность определять с высокой точностью, какие растения произрастали  в той либо иной точке мира в прошлом по фрагментам фитолитов, сохранившихся в осадочных отложениях.

Авторы статьи выявили большое количество фитолитов, которые сформировались в тканях кустарников и деревьев, а кроме того тенелюбивых трав. Помимо того, палеонтологи зафиксировали на эмали зубов одного и другого примата множество царапин, которые появляются при поедании твердой пищи. Все это означает, что австралопитеки седиба в основном питались лесной пищей - травами и фруктами в периоды изобилия, а также побегами деревьев и корой во время недостатка пищи.

Эти пищевые предпочтения совершенно не были характерны для иных древних гоминид – питекантропов, афарских австралопитеков и прочих протолюдей. По утверждению ученых, схожей диетой обладают только современные шимпанзе, а также один из древнейших человекообразных приматов - ардипитек. Это делает австралопитеков седиба более загадочными существами, заключили исследователи.

Большинство растений не смогут пережить глобальное похолодание