05/03/2012

Клеток в мозге человека гораздо меньше, чем прежде считалось

Специалисты в области неврологии давно установили, что человеческий мозг содержит 100 миллиардов нейронов, однако новый анализ показал, что их на самом деле на 14 миллиардов меньше. В действительности в мозге каждого человека находится не более 86 миллиардов нейронов, согласно новым сведениям бразильского невролога доктора Сюзанны Херкулано-Хоузел (Suzana Herculano-Houzel).

В сотрудничестве с коллегами ей удалось определить реальное количество клеток довольно жутким способом – превратив четыре головных мозга в "мозговую смесь", она сумела посчитать количество клеточных ядер, принадлежащих нейронам. Для этого было использовано четыре мозга, которые при жизни принадлежали пожилым мужчинам в возрасте 50, 51, 54 и 71 года, пожертвовавших свои органы для науки. Смерть ни одного из этих людей не была связана с неврологическими болезнями.

Доктор Херкулано-Хоузел отметила в журнале Nature следующее: "Мы обнаружили, что в среднем человеческий мозг содержит 86 миллиардов нейронов. И ни в одном из исследованных нами мозге не было пока найдено 100 миллиардов клеток. Если 14 миллиардов на первый взгляд кажется кому-то небольшой разницей, то для сравнения стоит отметить, что такое количество нейронов содержится в мозге павиана, и половина этой суммы – в мозге гориллы. Таким образом, это на самом деле существенная разница".

Такая цифра удивила большинство исследователей, поскольку во многих руководствах и научных статьях о нейронах, возбудимых клетках нервной системы, которые принимают и передают сигналы другим клеткам организма, указано, что всего в человеческом мозге находится 100 миллиардов таких клеток.

Доктор Херкулано-Хоузел, тем не менее, не смогла выяснить, с чем связано такое количество. Ее анализ открыл новые сведения в области неврологии, но только после того, как ей пришлось применить метод "мозговой смеси" для подробного изучения содержимого головного мозга человека.

"Несколько месяцев у меня ушло на то, чтобы смириться с идеей превращения мозга животного или человека в "смесь". Но дело в том, что это позволило нам узнать так много новой точной информации, о которой раньше люди даже не догадывались. Это на самом деле всего лишь научный метод, подразумевающий деление мозга на мелкие части" – сообщила она в научном издании.

И хотя результаты нового анализа означают, что мощность нашей мозговой деятельности значительно ниже, чем прежде предполагалось, мы продолжаем оставаться самыми разумными существами на земле, поскольку у нас по сравнению с приматами содержится больше нейронов в мозге, которые ответственны за познавательные способности – умственные процессы – и поведение в целом.

Оригинал (на англ. языке): BBC

Учёные узнали, какие нейроны отвечают за принятие решений

По сообщениям американских ученых, за принятие человеком решения отвечают специальные нейронные соединения передней поясной коры мозга. Для выявления ключевых элементов нейронов эксперты провели ряд экспериментальных проверок на десяти пациентах клиники, страдающих эпилептическими расстройствами. Во время экспериментального исследования в головной мозг каждого оппонента медики внедряли специальные электроды

Как мозг помнит будущее

Предсказуемые визуальные события вызывают меньшую активность мозга, чем неожиданные и новые стимулы. Это подтверждает теорию о том, что мозг не просто реагирует, но генерирует предсказания на основе полученного в прошлом опыта.

Ученые объяснили причину человеческих ошибок