28/01/2012

Ученые обнаружили механизм адаптации мозга к стрессу

Израильские ученые недавно сообщили об открытии механизма влияния стресса на мозг человека. В новом исследовании, опубликованном в январских выпусках журнала Neuron, впервые был раскрыт новый механизм адаптации мозга к стрессу, который теперь поможет специалистам лучше понять, почему повторяющиеся стрессы приводят к появлению тревожных расстройств личности и затяжной депрессии.

Большинство стрессовых раздражителей инициируют выработку кортикотропин-рилизинг-гормона (CRH) в нейронах мозга. Этот процесс обычно сопровождается быстрыми изменениями в выражении гена CRH. На практике это выглядит так: как только нейроны, содержащие CRH, начинают испытывать недостаток гормона CRH, они получают установку вырабатывать его в большем количестве. Гормон CRH регулирует различные реакции на стресс, включая мгновенную реакцию "борьбы или бегства", а также более медленные адаптивные реакции в мозге. Регулирование деятельности гормона CRH играет важную роль в процессе адаптации к стрессу, а нарушение регулирования CRH приводит к многочисленным психическим расстройствам у человека.

"Несмотря на различные сведения, относительно физиологической роли CRH в ответной реакции на стресс, молекулярные механизмы, которые регулируют выражение гена CRH, и впоследствии синтез CRH, оставались неразгаданными для нас долгое время" – объяснил главный автор анализа, доктор Гил Левковиц (Gil Levkowitz), из научно-исследовательского института Вейцмана в Израиле. "В текущем анализе, на примере полосатого данио и мышей мы попытались идентифицировать новую межклеточную, сигнальную магистраль, которая регулирует выражение гена CRH, подавляющего стресс".

Доктор Левковиц и его коллеги обнаружили, что белок Orthopedia (Otp), который выражен в областях мозга связанного со стрессовой адаптацией, модулировал выражение гена CRH и был необходим в процессе адаптации к стрессу. Исследователи пошли дальше, чтобы показать, что белок Otp регулирует производство двух различных рецепторов, расположенных на поверхностях нейронов. Рецепторы, которые принимают и передают информацию о необходимости производства гормона CRH, по сути, функционировали как кнопки "Вкл." и "Выкл".

"Это регулирование гена CRH жизненно важно для адаптации нейронов к стрессу. Нарушение инициирования или завершения ответной реакции CRH может привести к хроническому нарушению активизации мозговых цепей, связанных со стрессом, что может вызвать развитие патологий" – заключил доктор Левковиц. "В целом наши сведения идентифицируют эволюционно сохранившуюся биохимическую магистраль, которая модулирует адаптацию мозга к стрессу".