04/10/2011

Крупный ускоритель частиц в США был остановлен после 25 лет работы

Мощный ускоритель заряженных частиц в США, который являлся одним из самых крупных коллайдеров частиц в мире и почти четверть века был самым крупным в своей области, был закрыт в пятницу. Это укрепило позиции Европы в качестве лидера в области физики.

Теватрон стал выполнять работу по коллайдингу в 1985 году в национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми Департамента энергетики США. Его закрытие пришлось на трудные времена, когда урезаются научные и космические проекты США. Место Теватрона, в качестве самого мощного коллайдера в мире, занял Большой адронный коллайдер, который расположен на границе Франции и Швейцарии и был создан Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН), в которую входят 20 стран-участниц.

В свое время посредством Теватрона были сделаны некоторые важные открытия, включая идентификацию верхнего кварка в 1995 году и открытие тау нейтрино в 2000, неуловимой частички Стандартной модели физики. Теперь, для полноты Стандартной модели осталось идентифицировать Бозон Хиггса, который, как считается, придает объектам массу. Теватрон сузил для физиков его предполагаемое местонахождение, но так и не смог его обнаружить.

Теватрон, обслуживание которого обходится в 50 миллионов долларов в год, также позволил сделать и более применимые в реальной жизни открытия, такие как получившие широкое распространение приборы для получения изображений методом ядерного магнитного резонанса, которые применяются в медицине. По словам представителя Фермилаб, не предвидится увольнений, напрямую связанных с закрытием этой программы.

"Из 600 ученых, работавших на Теватроне, многие продолжат анализировать данные Теватрона в течении еще двух лет, а остальные будут перенаправлены для участия в других экспериментах Фермилаб", - сказала Элизабет Клементс.

Теватрон сделал "значительный вклад в наше понимание строительных блоков Вселенной, их устройства и взаимодействия", - сказал Пьер Оддон, глава лаборатории имени Ферми на церемонии закрытия. "Хотя эта эра подходит к концу, на Фермилаб начинается новая", - сказал он.

"По мере нашего движения в пост-Теватронную эру, наша лаборатория будет все так же оставаться на переднем крае науки, благодаря нашим экспериментам с очень интенсивными лучами частиц, участии в проекте Большого адронного коллайдера (ЦЕРН), и других экспериментах, которые имеют своей целью понимание темной материи и темной энергии, а также природы космических лучей ультра-высокой энергии". В данный момент ученые Фермилаб работают над созданием камеры темной энергии, которая позволит сканировать галактику быстрее, чем любой другой телескоп и имеет своей целью ответ на вопрос о том, почему ускоряется расширение Вселенной, вместо того, чтобы замедляться.

Помимо этого, они конструируют самый мощный луч нейтрино в мире, который может позволить ответить на вопрос о том, почему количество материи во Вселенной превышает количество антиматерии и расширит наше понимание различных частиц. Также в работе находится Проект Икс, который, в случае наличия финансирования, может стать самым мощным ускорителем протонов в мире. По словам Оддона, его постройка может начаться в следующем десятилетии.

Большой адронный коллайдер будет модернизирован для поиска темной материи

Не успели ученые, работающие с самым дорогим научным экспериментом в мире, открыть бозон Хиггса, как тут же переместили фокус своиего внимания на разрешение еще одной захватывающей задачи: таинственной темной материи. Большой адронный коллайдер из лаборатории ЦЕРН, неподалеку от Женевы, будет обновлен к окончанию этого десятилетия, что обойдется в 2,8 миллиардов долларов и позволит найти ответы на самые большие загадки Вселенной. Физики считают, что именно темная материя не дает Вселенной разлететься.

Большой адронный коллайдер впервые в своей истории начал сталкивать протоны с ионами свинца