20/06/2011

Вояджер-1 достиг удивительно спокойной области на границе межзвездного пространства

Самый отдаленный объект, когда-либо созданный человеком, находится на расстоянии в 17,5 миллиардов километров от Земли - на границе межзвездного пространства.

Вояджер-1 приблизился к границе гелиосферной мантии, где частицы испускаемые Солнцем сталкиваются с галактическими газами. Вопреки ожиданиям ученых, граница оказалась тихой гаванью, где солнечный ветер смешивается с частицами извне солнечной системы.

"Мы все еще находимся в той переходной области, где влияние Солнца остается достаточно заметным", - сказал Стаматиос Кримиджис, физик из университета имени Джона Хопкинса в городе Лорел, штат Мэриленд. "Это определенно не то, чего мы ожидали".

Ученые из НАСА отключили шесть из десяти приборов на борту Вояджер-1. Он удалился так далеко, что передача данных на Землю занимает 16 часов.  Но работа Вояджера не останавливается ни на секунду. Он покидает гелиосферу, пузырь, который заполнен солнечным ветром. В конце 2004 года, Вояджер-1 пересек границу ударной волны, где происходит резкое замедление солнечного ветра. А в этом году исследователи ожидали, что он пересечет еще одну границу, на которой солнечный ветер резко меняет направление движения, что будет означать выход в межзвездное пространство.

Но вместо этого, по словам Кримиджиса, измерения частиц низкой энергии показали, что солнечный ветер практически остановился и стал смешиваться с межзвездными газами. Существующие теории не смогли предсказать такого развития событий. Кримиджис допускает возможность, что это и есть межзвездное пространство. "Мы могли уже выйти в него, даже не подозревая об этом, поскольку нет модели, которая бы описывала то, что мы наблюдаем", - сказал он.

Данные о удаленных межзвездных газах могут показаться неважными для человечества, которое расположено ближе к Солнцу. Но, по словам Эда Стоуна из Калифорнийского института технологий в Пасадене, эта информация очень важна. На данный момент, Солнце проходит через зону, которая насыщена остатками нескольких соседних сверхновых. Потоки частиц и магнитные поля, которые создает наша звезда, защищают нас от межзвездной радиации, возникающей во время взрывов. "Размер пузыря имеет важное значение".

В будущем, Вояджер предоставит больше информации по этому вопросу. Плутониевый генератор должен прослужить как минимум до 2020-х годов, и "мы будем продолжать получать информацию", - сказал Кримиджис. Даже когда его сигнал затухнет, путешествие не остановится... Примерно через 40 000 лет он достигнет созвездия Жирафа.

Оригинал (на англ. языке): Nature

«Вояджер-1» достиг края Солнечной системы

Совсем недавно зафиксировано было, что один из космических межзвездных «дальнобойщиков» — аппарат «Вояджер-1» достиг, в конце концов, области пространства, которая характеризуется завышенной интенсивностью заряженных частиц, попадающих из внешнего пространства в Солнечную систему. Это все дает основания полагать, что этот межзвездный эмиссар достиг исторической точки, то есть — края Солнечной системы. Один из участников данного проекта, Эд Стоун, сообщает, что «Вояджер» будет первым из космических аппаратов

Вояджер-1 достиг нового региона на границе солнечной системы

Зонд НАСА вошел в новый регион на границе нашей солнечной системы и межзвездного пространства. Солнечный ветер затих, магнитное поле нашей солнечной системы значительно усилилось, а частицы высокой энергии просачиваются в межзвездное пространство. "Согласно показаниям Вояджера, он достиг зоны стагнации, которая находится в самом внешнем слое пузыря, окружающего нашу солнечную систему", - сказал Эд Стоун, работающий над проектом Вояджер в Калифорнийском технологическом институте.

Вояджер-1 долетел до края Солнечной Системы