25/03/2011

Люди, которые не чувствуют боль, лишены и чувства обоняния

Мечта каждой беременной женщины, это чтобы роды проходили безболезненно, но людям, которые лишены способности чувствовать боль, это радости не приносит, их жизнь становится ограниченной и серой. Дело в том, что люди с врожденным отсутствием чувствительности к боли не чувствуют запахи.

Исследователи недавно обнаружили, что индивидуумы, которые обладают редким генетическим условием, предоставленным в виде отсутствия болевых ощущений, также лишены обоняния. И они думают, что знают почему: похоже, что люди используют один и тот же канал сигнализации в мозге для чувства боли и чувства обоняния.

Исследователь Джон Вуд из Университетского Колледжа Лондона, провел анализ на трех пациентах, которые не способны чувствовать боль с целью проверить у них чувство обоняния. У этих пациентов наблюдалась мутация в ионном канале сенсорных клеток, названном Nav1.7, которые посылают сигналы боли от кожи к мозгу. Когда исследователь Вуд обнаружил, что этот канал также активен в обонятельной системе, выяснилось, что эти пациенты были лишены обонятельных способностей.

"Результаты исследования, проведенного на людях, были очень ясны. Они не могут чувствовать запахи" – отметил один из исследователей Франк Зуфолл из Медицинского Университета Саарланда в Германии в своем сообщении LiveScience. "Это было очень удивительно и очень неожиданно".

Пара предшествующих исследований пациентов, не чувствующих боль, уже ранее намекали на возможность того, что у них не функционирует чувство обоняния, но этот анализ стал первым, в ходе которого были подробно изучены способности этих индивидуумов. Эти три участника не смогли идентифицировать ни один из предложенных запахов (бальзамический уксусу, апельсин, мята и кофе).

Для того чтобы понять, как клетки канала Nav1.7 могут быть связаны с запахом, Зуфолл и его коллеги изучили клетки человеческой обонятельной системы, и также исследовали генетически созданных мышей, отличающихся отсутствием этого канала в их системах обоняния. Он открыл, что как у людей, так и у мышей канал действует как передатчик между клетками чувствительными к запахам в носу и клетками передающими запахи в мозге.

Канал перемещает ионы натрия через мембрану клетки мозга, где они связываются с другой мозговой клеткой, называющейся синапс. Рецепторы обоняния в носу продолжают работать и еще способны определять запахи, но эти запахи уже никогда не передаются в мозг, поскольку цепь сигнализации разбита. "Сигнал не может пройти через этот синапс, так что мозг не получает никаких сигналов о запахе" – объяснил Зуфолл.

Мыши без этого канала в клетках их носа лишены способности ощущать запахи, что создает для них суровые условия для жизни. У них появляются проблемы с питанием, поскольку они не могут находить своих матерей, а также не могут избегать хищников или искать пищу. "Для мышей чрезвычайно важно, обладать нюхом" – отметил Зуфолл. "В природе, у них не было бы шансов выжить".

В виду того, что обоняние и вкус очень взаимосвязаны, также возможно, что эта мутация может влиять и на способность людей с врожденным отсутствием чувства боли ощущать вкус пищи. Тот же канал клеток Nav1.7 наблюдается и в клетках связанных с ощущением вкуса, так что это вполне возможно, но все еще нуждается в дальнейшем тестировании.

Лекарства от боли, которые поражают канал Nav1.7, большая область исследования фармацевтическими компаниями, в большинстве случаев обладают побочным эффектом, влияющим на обоняние, что может сказаться на качестве жизни. Все же, по мнению Зуфолла, в случаях сильной нестерпимой боли временная потеря запаха не должна принести серьезных проблем. Лекарства, блокирующие обоняние, также могут быть использованы людьми, работающими в местах с плохими запахами.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар

Слабое чувство обоняния может вызвать депрессию

Исследователи из Университета Дрездена обнаружили, что люди со слабым обонянием или лишенные этого чувства вообще чувствуют себя более социально незащищенными и находятся в повышенном риске развития депрессии. Проблемы с обонянием испытывает каждый пятый житель планеты, тогда как только у одного из 5000 человек это чувство полностью отсутствует при рождении. Группа исследователей предложила 32 взрослым добровольцам с подобным нарушением, известным в науке как аносмия (потеря обоняния), рассказать о том, как проходит их повседневная жизнь

Эксперты университета Чикаго: потеря обоняния – верный признак скорой смерти

Согласно выводам экспертов Университета Чикаго, потеря обоняния может быть предвестником смерти. В новом исследовании, ученые выяснили, что пожилые люди с плохим обонянием, имеют в четыре раза больше шансов умереть в ближайшие пять лет, чем те, кто мог точно определить запахи. Всего медики проанализировали данные от 3000 человек в возрасте 57-85 лет в двух экспериментах: 2005\6 и 2010\11. Людям были предложены пять запахов

Травма головы может привести к потере обоняния и вкуса

Способность ощущать вкус и запах могут быть потеряны или нарушены вследствии травмы головы. Таковы результаты исследования, проведенного учеными из Университета Монтреаля, Реабилитационного центра Люси Брюно и Центра Междисциплинарных Исследований.