11/02/2011

Секрет жестов обезьян

Работники Британского зоопарка обратили внимание на некоторых обезьян, живущих в группе мандрилов, делающих иногда странные жесты: они прикрывали свои глаза одной рукой. На первый взгляд, этот жест не имеет никакого особенного значения. Но часто бывает так, что они проделывают это, когда совсем нет солнца и глаза у них в этот момент открыты. Исследователь Майк Лайдр (Mark Laidre) вывел свою теорию: закрывать глаза рукой – это своего рода знак "не мешать", используемый обезьянами низшего ранга, чтобы держать других в стороне. И поскольку это, кажется, не происходит среди других мандрилов – как племенных, так и диких – Лайдр, исследователь из Университета Калифорнии, считает, что это знак может быть подтверждением общественной культуры среди животных.

В 1999 году, сотрудники зоопарка впервые заметили этот жест у юной самки мандрилы, Милли. Но никто довольно долго не придавал этому значение до тех пор, пока Лайдр не посетил зверинец в 2007 году. С этой точки зрения, он наблюдал за мандрилами в Африке, Европе и Северной Америке в течение более чем 5 лет.

Исходя из научной перспективы, культура является поведением, которому учатся у других, что варьирует в зависимости от рода населения. То, что считается уникальным для людей, было замечено среди животных. Во многих случаях, примеры обученного поведения заложены в физической среде: морские губки являются удобными инструментами для дельфинов, защищающих свой клюв или нос во время поисков добычи.

Существует также подтверждение того, что животные, подобно людям, могут использовать жесты, которые имеют чисто общественное значение. Так, жест среднего пальца должен быть известным примером для жителей Северной Америки. Среди животных, почти все основанные на культуре жесты идентифицированы пока только у обезьян. Об этом Лайдр написал в исследовательском документе, опубликованном в феврале, в журнале PLoS ONE. Лайдр потратил 100 часов в 2007 и 2008 годах, наблюдая за группой из 23 мандрилов. С этой точки зрения, жест был уже прочно установленным среди некоторых участников группы.

Он обратил внимание на то, что мандрилы, самые большие из всех видов обезьян, живущие в экваториальных лесах Западной Африки, оставались всегда неподвижными, выполняя этот жест. Кроме того, они прикрывали глаза рукой не от прямых солнечных лучей и продолжали смотреть через свои пальцы. Он также обнаружил, что пока животные прикрывали свои глаза, жест, который мог длиться от 6 секунд до 17 минут, другие обезьяны не подходили и не касались их совершенно.

Не все мандрилы в группе использовали этот жест – фактически, все 7 животных, показывающих жест, включая единственную самку Милли, относились к нижней ступени общественной иерархии. Прикрытие глаз, казалось, служило для отражения всех общественных взаимодействий, но в своем анализе Лайдр отметил, что это, возможно, позволяло обезьянам низкого ранга избегать атаки и преследований более высоких по рангу индивидуумов.

Подобно малым детям, обезьяны не понимают, что другие имеют намерения, которые отличаются от их собственных. Так, возможно, что прикрывая свои глаза, обезьяны считали, что они спрятались. При прикосновении других обезьян, они должны реагировали негативно, таким образом, создав ассоциацию между жестом и отрицательной реакцией в ответ на приближение или касание.

Также возможно, что условие неволи сыграло свою роль. В лесу, мандрилы живут в более многочисленных группах, которые самцы покидают на полгода. Это исчезновение может позволить младшим самцам избегать возмущения старших самцов, а в неволе это невозможно.

"Они находятся в закрытой среде, они должны по большей части иметь дело друг с другом" – сказал он, отмечая, что тогда как у мандрилов есть строгая общественная иерархия, индивидуумы более высокого ранга менее деспотичны, чем другие виды обезьян. Создание и распространение жеста наиболее вероятно, произошло случайным образом, "точно как и в человеческой культуре".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар

українська версія: Секрет жестів мавп

"Роскосмос" запустит обезьян на марс

Стало известно, что "Роскосмос" планирует отправить на Марс обезьян. На сегодняшний день специалисты уже подготавливают экипаж из четырех обезьян для длительного полета. По словам представителей института, занимающегося подготовкой приматов для путешествия на Марс, будут заниматься ближайшие 2 года. За этот срок будущих космонавтов обучат спокойно переносить перегрузки и выполнять несложные задачи. Отмечается, что для такой ответственной

Родились первые генетически модифицированные обезьяны

Китайские научные сотрудники Центра исследования модельных животных в Нанкина провели с макаками-крабоедами эксперименты. Вследствие этого родились первые в мире модифицированные генетическим образом обезьяны. Все подробности исследования есть в научном издании Cell. В будущем в планах стоит проведение аналогичных опытов на прочих видах животных. Слаженная работа специалистов, а также многолетний их труд и изыскания дали возможность модифицировать сразу несколько генов

Речь человека развилась из чмоканья обезьян

Речевые движения людей и мимика обезьян развиваются схожим образом. Ученые считают, что мимические движения приматов, которые были независимы от жевания, могли стать основой для развития речи. Существуют различные гипотезы, объясняющие возникновение речи у человека. Согласно одной из них, она берет истоки от звуковых сигналов приматов. Однако обезьяны кричат от рождения, они не учатся этому звуковому общению, и со временем оно у них никак не изменяется.