07/09/2024

Объяснено происхождение рентгеновского излучения от черных дыр

Исследователи из Университета Хельсинки смоделировали взаимодействие излучения, плазмы и магнитных полей вокруг черных дыр, что позволило объяснить происхождение рентгеновского излучения от их окрестностей. Такой успех в исследованиях достигнут благодаря детальным суперкомпьютерным симуляциям. Оказалось, что хаотичные движения магнитных полей вызывают нагрев местной плазмы, заставляя ее излучать.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications. Черные дыры — это объекты, возникающие при коллапсе больших звезд в плотные массы, гравитация которых настолько велика, что не позволяет даже свету покинуть их. Из-за этого черные дыры можно наблюдать только через их косвенное воздействие на окружающую среду, включая формирование аккреционных дисков — ярких источников рентгеновского излучения, возникающих из-за постепенного спирального движения материи спутниковой звезды в черную дыру в двойных звездных системах.

Доцент Йонас Нятиля из группы исследований компьютерной плазменной астрофизики в Университете Хельсинки указывает, что вспышки в аккреционных дисках черных дыр аналогичны солнечным вспышкам, но происходят в более экстремальных условиях. Симуляции показали, что турбулентность вокруг черных дыр настолько сильна, что в игру вступают даже квантовые эффекты, критически важные для динамики плазмы.

В смеси электрон-позитронной плазмы и фотонов рентгеновское излучение может трансформироваться в электроны и позитроны, которые затем могут аннигилировать обратно в излучение. Эти квантовые явления, характерные для условий возле черных дыр, открывают новые перспективы для понимания взаимодействий между плазмой и излучением.

Исследование также показало, что плазма вокруг черных дыр может находиться в двух различных состояниях равновесия в зависимости от внешнего радиационного поля, что подтверждается рентгеновскими наблюдениями аккреционных дисков. Эти данные помогают уточнить модели поведения черных дыр и их влияние на окружающее пространство, что важно для будущих космических исследований и разработки стратегий защиты Земли от потенциальных астрономических угроз.

Беспрецедентно крупный кластер чёрных дыр обнаружен около центральной части Андромеды

НАСА обнаружило беспрецедентно крупный кластер черных дыр в нашем ближайшем галактическом соседе, Андромеде. Космической рентгеновской обсерваторией Чандра были обнаружены 26 чёрных дыр. Каждая из этих черных дыр образовалась после коллапса звезды. В процессе притяжения материи пролетающих рядом с ними звёзд, образуются рентгеновские лучи, которые были обнаружены обсерваторией Чандра. Обнаружение этих чёрных дыр стало возможным только благодаря этим звездам, материал которых образует рентгеновское излучение

Джеты далекой черной дыры показались в свечении от Большого Взрыва

Используя ресурсы рентгеновского аппарата космической лаборатории NASA, ученые совершили открытие, поразившее широкую общественность сенсационным статусом. С помощью телескопа ученые увидели свет, источаемый сверхмассивной черной дырой, что само по себе открытие сенсационного значения. Результат исследований черной дыры поразил ученых тем, что невозможно в условиях бесконечной вселенной. Свечения черных дыр

Обнаружен сверхъяркий пульсар

Открыта пульсирующая звезда, излучающая энергию, которая превышает солнечную в десять миллионов раз. Находка является самым ярким из наблюдаемых когда-либо пульсаров. Являясь разновидностью нейтронной звезды, она испускаем очень яркие лучи энергии. Зная теперь о существовании ультраярких пульсаров, астрономы надеются найти похожие объекты, тем более, что шансы их обнаружения достаточно велики.