21/08/2023

Исследование выявляет различия между полами в типах клеток мозга, реагирующих на стресс

Исследование выявляет различия между  полами в типах клеток мозга,  реагирующих на стресс

Высокие уровни стресса известно, что способствуют развитию многих психиатрических и медицинских состояний, включая депрессию, тревожные расстройства, гипертонию и сердечно- сосудистые заболевания. Прошлые исследования показывают, что психиатрические расстройства, связанные с воздействием стресса, могут проявляться по-разному у мужчин и женщин, и оба пола часто проявляют различные симптомы.

Ученые из Макс-Планк-института психиатрии недавно провели исследование с целью более глубокого понимания биологических процессов, лежащих в основе этих хорошо известных различий между полами в реакциях на стресс. Их статья, опубликованная в журнале Cell Reports, выявляет конкретные типы клеток, которые реагируют на воздействие стресса у мужчин и женщин.

"Например, взяв депрессию как пример, мы знаем, что почти 2/3 всех больных депрессией - женщины, но мы также знаем, что женщины и мужчины развивают разные наборы симптомов и развивают их с разной скоростью (например, суицидальные наклонности и гнев более распространены у мужчин, апатия и социальная изоляция более распространены у женщин).

Однако мы не знаем причин на молекулярном и клеточном уровне, почему существуют эти различия." В конечном итоге Бривио и ее коллеги смогли выявить разные типы мозговых клеток, которые, по- видимому, участвуют в стрессовых реакциях у мужских и женских мышей. Их анализ сосредоточился как на нейронах, так и на глиальных клетках, поддерживающих активность и связи нейронов.

"Мы обнаружили, что самый чувствительный тип клеток - это клетки, называемые олигодендроцитами, которые поддерживают нейроны и позволяют им работать должным образом, тесно взаимодействуя с ними", сказала Бривио. "Олигодендроциты начали меняться, если самцы подвергались хроническому стрессу, они казались менее сложными и менее зрелыми. Но это было верно только для самцов, а не для самок. Это говорит нам о том, что олигодендроциты могут быть важными клетками для дальнейших исследований, когда мы пытаемся понять влияние стресса на мозг и его функциональность, но мы должны помнить, что вероятно, мы найдем что-то разное у самцов и самок".

Эта исследовательская команда получила новые представления о том, как мозг мужчин и женщин реагирует на стресс, предоставляя частичное биологическое объяснение ранее документированных различий между полами в проявлении нарушений, связанных с воздействием стресса.

Хотя их открытия самы по себе сложно интерпретировать, они могут проложить путь к новым открытиям, потенциально помогая разрабатывать более эффективные половозрастные препараты для заболеваний, вызванных стрессом. Дефекты или гибель олигодендроцитов также связаны с другими патологиями и медицинскими состояниями, поэтому это недавнее исследование может иметь более широкие последствия. В будущем, например, оно может информировать новые исследования, изучающие биологические различия между полами для некоторых других состояний, которые до сих пор плохо понимаются.

Новый механизм, регулирующий стресс обнаружен учеными

Исследователи в области неврологии из Университета Тафтса впервые продемонстрировали, что физиологический ответ организма на стресс зависит от действия нейроактивных стероидов или нейростероидов (класс эндогенных стероидов, синтезируемых в мозге, надпочечниках и гонадах) на специфические рецепторы головного мозга. Кроме того, им удалось заблокировать этот ответ в ходе экспериментов на мышах. Это открытие может проложить путь к разработке новых методов терапии, позволяющей управлять большим разнообразием

Биологи нашли нейроны магнитной навигации в мозге голубей

Изучая почтовых голубей, биологи из Америки обнаружили в их мозге обособленную группу нейронов, отвечающих за обработку информации, необходимую птицам для ориентации в пространстве, тем самым помогая им прокладывать курс при длительных перелетах. Обнаруженный ученными «биокомпос» помогает птицам ориентироваться по магнитному полю Земли. В начале 21 века биологами были открыты железосодержащие клетки, расположенные в клюве голубей, которые некоторые орнитологи по ошибке стали называть «биокомпосом» птиц.

Первая модель стволовых клеток может привести к новым методам лечения биполярного расстройства