23/06/2008

Разгадана тайна "двуличности" стекла

Не смотря на то, что стекло внешне подобно твердому телу, его молекулы не образовывают правильную кристаллическую решетку и постепенно перемещаются с места на место, как в жидкости. До сих пор было неясно, почему стекло так себя ведет.

Однако недавно международная команда исследователей сообщила, что ей стало известно, каким образом стекло приобретает свои необычные свойства. Это открытие может дать толчок к появлению новых материалов, совмещающих в себе лучшие свойства металла и стекла.

В своих исследованиях ученые использовали гель с 2-микронными частицами пластика для имитации поведения стекла во время охлаждения. Внедренные в гель пластиковые частицы ведут себя точно также как молекулы стекла, но они достаточно велики, чтобы их можно было увидеть при помощи микроскопа.

Чтобы сымитировать температурные изменения, ученые постепенно добавляли в гель второй полимер, и в конечном счете смесь перешла в стеклоподобное состояние.

При помощи конфокального (софокусного) микроскопа, способного показывать трехмерные структуры, исследователи обнаружили, что пластиковые частицы сформировали двадцатигранные образования с пятикратной симметрией. Такая форма не дает частицам образовывать постоянную трехмерную кристаллическую решетку, которая наблюдается у твердых веществ, одновременно не допуская свободного перемещения, характерного для жидкости.

Трехмерная анимация двадцатигранника (822 Кб).

Руководитель исследования, Патрик Роял (Patrick Royall), считает, что молекулы настоящего стекла ведут себя точно также. Т.е. кристаллизоваться до конца не могут, но и свободно перемещаться тоже.

В течение 50 лет считалось, что за "двуличностью" стекла стоят многогранные структуры. Но лишь настоящее исследование смогло подтвердить этот постулат в лабораторных условиях.  Популярные статьи новости науки и техники только на нашем портале.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist.com

Ученые разработали новое водоотталкивающее стекло без бликов

Исследователи из Массачусетского технологического института (МТИ) научились создавать противотуманное, самоочищающееся стекло, которое не производит бликов. Новый способ создания поверхностной структуры стекла, разработанный в МТИ, позволяет производить полностью прозрачное стекло, сведя практически до нуля количество отражаемого света. Новое стекло значительно отличается от обычного тем, что оно не создает бликов, а также еще одним свойством - капли воды отскакивают от его поверхности подобно крошечным резиновым мячикам.

Самое тонкое в мире стекло попало в книгу рекордов Гиннесса

В начале 2012 года группа ученых из Корнельского университета в США и Университета Ульма в Германии создала тончайшее в мире стекло. Возможно, это событие осталось бы незамеченным, если бы оно не было опубликовано в новой редакции Книги рекордов Гиннеса 2014. В статье научного издания Nano Letters говорится о разработке невероятно тонкого стекла, толщиной в два атома, как сообщает портал Science Daily. Примечательно то, что ученые создали его совершенно случайно. Исследователи, «готовя» графен на фольге из меди внутри кварцевой печи

Загадочные темные регионы на Марсе состоят из стекла

Эти темные и загадочные образования на Марсе, состоят, преимущественно, из стекла, которое было образовано в ходе извержений вулканов. Площадь этих темных регионов составляет более 10 миллионов квадратных километров. Они расположены в северных марсианских низменностях, но их точный состав все еще остается не до конца ясным. Спектральные измерения показали, что они отличны от других темных регионов Красной планеты, состоящих, в основном, из базальта.